Израиль по-прежнему полон решимости продолжать наносить урон иранским силам в Сирии с целью удерживать войска Тегерана подальше от своих северных границ. В то же время у России в Сирии тысячи солдат, которые могут оказаться под перекрестным огнем или даже стать воюющей стороной, если Москве надоедят продолжающиеся удары во своему сирийскому союзнику.
И если Израиль и Россия сцепятся, то посчитает ли США — союзник Израиля, необходимым вмешаться?
Не то чтобы Иерусалим или Москва стремились к драке. «Никто из нас не желает военного противостояния», на условиях анонимности заявил высокопоставленный представитель Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) во время недавнего интервью в Иерусалиме. «Это будет вредно для обеих сторон».
И все же политика Израиля сводится к следующему: он будет делать все, что сочтет необходимым для изгнания иранских сил из Сирии. И если России это не нравится, то это лишь цена того, чтобы Сирия не стала еще одной ракетной базой Ирана на границе Израиля.
Отношения между Иерусалимом и Москвой гораздо теплее, чем во времена холодной войны, результатом чего можно наблюдать странные объятия в стиле советско-американской разрядки 1970-х. На первый взгляд некоторое дружелюбие и стремление к сотрудничеству, тем не менее, под улыбками скрывается настороженность, подозрительность и столкновение фундаментальных интересов.
«Никто в Израиле не заблуждается относительно русских и того, с кем они связаны», говорит представитель Армии Израиля. «Русские, как бы это помягче, не наши союзники. У нас есть один союзник, и это Соединенные Штаты. Русские здесь с совершенно другими целями. Они поддерживают (сирийский) режим, который уничтожил бы Израиль, если бы только мог. Также они являются частью коалиции, которая поддерживает Иран».
То, несколько легко военные операции Израиля могут спровоцировать конфликт, стало ясно во время сентябрьского удара по складам боеприпасов в Западной Сирии в 2018 году. Зенитные ракеты, выпущенные сирийскими силами, случайно сбили российский самолет наблюдения Ил-20, в результате чего погибли пятнадцать человек. Израиль отрицает обвинения России в том, что намеренно использовал российский самолет в качестве прикрытия и что не предупредил Россию об операции заранее. Тем не менее Россия продолжала обвинять Израиль и в отместку поставила передовые зенитные ракеты С-300 в Сирию.
Тем не менее, Израиль рассматривает ценность России как потенциальный фактор для сдерживания Ирана и возможный рычаг для вывода иранских сил из Сирии. После февральской встречи между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и президентом Владимиром Путиным, (чтобы постараться восстановить дружеские отношения после инцидента с Ил-20), израильские власти заявили, что Путин согласился с тем, что Иран должен вывести войска из Сирии. Для Москвы дружественные отношения с Израилем могут предложить большее влияние на Ближнем Востоке, в то время как Америка сокращает там свое присутствие.
Россия останется в Сирии. Сирийский порт Тартус — единственная военно-морская база России в Средиземном море: в 2016 году Москва и Дамаск подписали соглашение, заключенное на сорок девять лет, которое позволяет заход и размещение на базе российским военным кораблям на атомной энергии. Кроме того, российские самолеты и ракеты класса «земля-воздух», в том числе система ПВО большой дальности С-400, размещены как минимум на двух авиабазах в западной части Сирии.
Израиль может жить с русскими по соседству, но не с иранцами. Израильские власти предупреждают о плане Тегерана разместить 100 тысяч иранских и союзных им войск в Сирии. Хезболла, с ее предполагаемым арсеналом в более чем 130 тысяч ракет, уже угрожает границе Израиля с Ливаном. Сирия, в качестве второй страны, наряду с Ливаном, разместившая у себя иранскую ракетную базу — предмет ночных кошмаров Израиля.
«Мы можем — и будем — делать цену иранцам за это настолько дорогой, что они не готовы будут за это заплатить», сказал представитель ЦАХАЛ. «Мы продолжаем реализовывать наши планы», ответил представитель армии Израиля на вопрос, о том, что будет в случае, если Россия будет блокировать израильские рейды в Сирию. «Наша деятельность предполагает, что, несмотря ни на что, мы пользуемся значительной свободой действий».
Но более выразительным был его односложный ответ, когда его спросили, насколько готов Израиль бороться за эту свободу действий.
«Готов».
Что оставляет открытым вопрос: может ли Израиль атаковать иранские цели в Сирии, не спровоцировав конфликт с Россией?
Существуют механизмы урегулирования конфликтов, включая горячую линию между израильскими и российскими военными. «Мы очень аккуратны в информировании россиян о нашей деятельности и поддержании актуальной их оперативной картины», говорит представитель ЦАХАЛ. Однако этих мер было недостаточно, чтобы избежать уничтожения российского самолета.
Возможно, злополучный Ил-20 оказался не в том месте и не в то время. Тем не менее, нетрудно представить целый ряд одинаково фатальных сценариев. Российские советники или технические специалисты, оказавшиеся на иранском или сирийском военном объекте израильского рейда. Сбившаяся с курса умная израильская авиабомба, которая поразит российскую базу, или российский пилот или зенитная батарея, которая откроет огонь, напуганная имевшим по соседству место израильским налетом. Насколько взрывоопасно сирийское небо стало очевидным в декабре 2017 года, когда истребители США F-22 выпустили предупредительные ракеты, когда два российских самолета Су-25 нарушили бесполетную зону в восточной Сирии.
Стоит понять, что израильская армия не хвастлива и не воинственна в отношении своих возможностей по сравнению с Россией, бывшей сверхдержавой с крупнейшим ядерным арсеналом на планете.
Источник в ЦАХАЛ сравнивает свою армию с «рычащей мышью» — классическим романом о крошечной стране, бросающей вызов Соединенным Штатам.
Но если Израиль и похож на мышь, то это могучая мышь: маленькая, сильная и не боится использовать кулаки. На самом деле, такой опасной битву между Израилем и Россией делает то, что она совсем не гипотетическая. После Шестидневной войны 1967 года в Египет были отправлены советские истребители, что привело к печально известному инциденту в июле 1970 года, когда в хорошо спланированной воздушной засаде над Суэцким каналом израильские истребители сбили пять советских самолетов МиГ-21 за три минуты.
С другой стороны, России можно не воевать с Израилем, чтобы ему навредить. И действительно, представитель ЦАХАЛ казался менее обеспокоенным возможностью прямой военной конфронтации с Россией, нежели тем, что Россия может поставить самое современное оружие, вроде зенитных ракет, врагам Израиля — Сирии и Ирану. В начале 1970-х годов Советский Союз поставлял многочисленные ракеты и орудия ПВО в Египет и Сирию, которые в ходе октябрьской войны 1973 года нанесли тяжелые потери израильским самолетам. Если Россия захочет, то может сделать израильские воздушные операции весьма дорогими.
Как всегда в случае арабо-израильского (или ирано-израильского) конфликта, реальная опасность заключается не в самом региональном конфликте, а в том, во что он может вылиться. В войне 1973 года Советы угрожали отправить войска в Египет, если Израиль не согласится на прекращение огня. В ответ на это Соединенные Штаты объявили ядерную тревогу.
Если израильтяне и русские вступят в прямой военный конфликт, или если Москва начнет всерьез угрожать военной силе против Израиля, не решат ли Соединенные Штаты не вмешиваться и не поддерживать старого союзника, рискуя серьезной потерей престижа? Воздержится ли Россия от мести в случае еще одной гибели другого военного самолета или погибшего солдата?
Что приводит к главному вопросу: может ли напряженность в отношениях между Израилем и Россией привести к столкновению между американскими и российскими войсками?
В конце концов, кому-то придется отступить. Но Иран не собирается отказываться от своего форпоста на границе Израиля, и Россия, вероятно, не сможет его заставить. Но есть Израиль, который решительно настроен остановить Иран.
Как сказал представитель ЦАХАЛ: «Мы доказали в течение более 70 лет, будучи суверенным государством, что нами нельзя помыкать».
Читайте также
Последние новости