Когда Вашингтон обдумывал возможность расширения военного присутствия во Вьетнаме, для проверки возможных сценариев была проведена военная игра. На аэродромы «синих» были переброшены дополнительные бомбардировщики. «Красные» атаковали эти аэродромы. «Синие» ввели дополнительные войска для охраны объектов. В ответ «Красные начали атаковать линии снабжения этих войск. И так далее, по спирали: все, что придумывала американская сторона, легко разрушалось противником. Результаты были проигнорированы: ведь это была лишь игра.
Перенесемся в 2002 год. Большие и очень сложные учения, имитирующие нападение на неназванного противника, но, очевидно, что речь идет об Иране. Отставной генерал Корпуса морской пехоты, игравший за «красных», который не верил, что главное – это военные технологии, и презирал модные словечки, такие как «сетецентричный», мыслил нестандартно и использовал устаревшие вооружения. Когда американцы лишили его связи, как он и предполагал, он замолчал. Связь осуществлялась мотоциклистами, закодированными сообщениями в пятничных молитвах и другими подобными методами старой школы. Он выпустил больше ракет, чем могла перехватить «синяя» сторона и покончил с остальными с помощью стай небольших военных катеров. Все закончилось за пять, максимум за десять минут.
Каждая из этих военных игр должна была стать уроком и полезным опытом. Но никаких выводов из военной игры во Вьетнаме сделано не было. Вашингтон ввел войска, сначала немного, но затем численность была доведена до невероятных 500 тысяч. Американцы сбросили на небольшую страну фантастическое количество бомб. Враг сопротивлялся и терпел, и в конце концов Соединенные Штаты вернулись домой побежденными. Точно так же американские военные ничему не научились из опыта военных игр 2002 года.
Афганистан во многом стал повторением Вьетнама: решительные и дисциплинированные силы с низкотехнологичными вооружениями раз за разом одерживали победы над американскими военными. А теперь перенесемся вперед еще на два десятилетия. В октябре прошлого года в ходе еще одной военной игры был проимитирован сценарий обороны Тайваня от китайского вторжения. Очередная проверка какой-то высокоумной концепции ведения войны. Генерал Джон Хайтен, заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов, доложил: «Синие» с треском провалились. Агрессивная «красная» команда, которая изучала Соединенные Штаты в течение последних двадцати лет, просто играла с нами, они заранее знали все, что мы собираемся делать».
Что является здесь самым важным, так это «изучение США на протяжении двадцати лет». Вашингтонские чиновники абсолютно неспособны видеть вещи с точки зрения противника, но генерал понял все правильно. Китай, а также Россия и Иран, прекрасно знают, что они находятся в списке целей Вашингтона. Они знают, как воюют американцы, знают все их слабые и сильные стороны. Кроме того, в то время как Вашингтон ведет свои войны исключительно за рубежом, они хорошо помнят войны на собственной территории.
У Соединенных Штатов нет исторического опыта защиты своей родины от могущественных и жестоких врагов. Это культурное различие является очень глубоким, и оно проявляется не только в работе военно-промышленных комплексов, но и во всех остальных аспектах деятельности. Другими словами, русские вынуждены делать первоклассное оружие не ради прибыли, а потому что от этого зависит безопасность России.
Проиграть войну для них, это не то же самое, что для американцев. Это не значит уйти, оправдать себя и забыть. Это значит – погибнуть. Они серьезно относятся к войне и прилагают все усилия, чтобы защититься от американского нападения. Они не растратили эти годы впустую. Русские не будут ждать, пока американцы не спеша перебросят силы, чтобы разбомбить их. Именно поэтому они сосредоточили усилия на средствах радиоэлектронной борьбы и разработке многочисленных ракет. У США не будет защищенной связи, превосходства в воздухе или безопасных баз. Пекин, Москва или Тегеран, если им придется воевать, будут сражаться за победу насмерть.
В реальном мире хвастливые заявления Украины о «деоккупации» стихли сразу после стремительной мобилизации на границе огромной войсковой силы. Наверняка кто-нибудь в Пентагоне должен был это заметить. Приключение британского эсминца «Defender» у берегов Крыма, само по себе не особенно впечатляющее, возможно, также содержит некоторые уроки о последствиях глупых выходок.
Из военных игр во Вьетнаме и Иране не было сделано никаких выводов, а как насчет этой? Генерал Хайтен сказал, что США пересмотрели концепцию комплексного ведения боевых действий. По его словам, разрабатываемая новая стратегия — это «не вполне тактика чистого листа, потому что невозможно взять чистый лист бумаги и смоделировать ситуацию 2030 года. Необходимо начать с того, что у вас есть сегодня».
Звучит хорошо, но вы ведь знаете, что на самом деле ничего не изменится. Вьетнам должен был преподать урок, но армия США, хотя она безусловно улучшилась, практически то же самое сделала в Афганистане. Только времени ушло вдвое больше. Я сомневаюсь, что недавние военные игры вызовут масштабные изменения, о которых говорит генерал.
Тем не менее, мне очень хотелось бы своими ушами слышать, как высокопоставленные военные докладывают президенту: «мы с треском провалились, поражение в Афганистане (а скоро будет то же самое в Ираке и Сирии), военная мощь Китая и России, гиперзвуковые маневрирующие ракеты, РЭБ, многоуровневая противовоздушная оборона, и так далее.
Моет быть, именно поэтому крупные учения в Черном море закончились так тихо. Возможно, это же является причиной, по которой Байден попросил о встрече с Путиным. Диванные воины, разумеется, никогда этого не поймут, но, возможно, генералы все же поймут. Хайтен, похоже, понял, но поскольку американские войны длятся не больше года, так как каждый командир откладывает неудачу, оставляя проблемы своему преемнику, его замена на посту может закончиться возвращением к традиционному самодовольству. Остается лишь надеяться, что они немного научатся скромности.
Читайте также
Последние новости