Ян Цзечи, член Политбюро КПК, глава канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам с понедельника по четверг совершает визит в Россию для проведения 16-го раунда китайско-российских консультаций по стратегической стабильности. Почему эти консультации проводятся после переговоров министра иностранных дел России Сергея Лаврова с госсекретарём США Энтони Блинкеном, состоявшихся 19 мая? В чём будет особенность взаимодействия «стратегического треугольника» — Китая, России и США? На вопросы Global Times отвечает Владимир Колотов, член Российского Национального Комитета Азиатско-Тихоокеанского Совета сотрудничества по безопасности, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета.
GT: Каковы будут основные темы данного раунда консультаций между Китаем и Россией?
Колотов: В ходе этих консультаций по стратегической стабильности Китай и Россия должны, прежде всего, обсудить проблемы стратегической стабильности, например, Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Кроме того, следует упомянуть и ситуацию с безопасностью вдоль границ в таких регионах, как Центральная Азия.
Что касается других реальных и потенциальных региональных конфликтов, я считаю, что США будут блокировать все возможности политического урегулирования проблемных горячих точек, поскольку Вашингтон пытается использовать их для экспорта нестабильности своим стратегическим соперникам, таким как Россия и Китай, которые были названы «ревизионистскими державами».
США действуют вместе со своими сателлитами и в то же время сколачивают различные коалиции (НАТО, «Четырёхсторонний диалог по безопасности» и т.п.) против своих конкурентов, в то время как Москва и Пекин действуют по отдельности, без видимого сотрудничества в решении реальных и потенциальных конфликтов.
Поэтому, по моему мнению, во время этого раунда консультаций наши лидеры должны не только «сверить часы», в отношении ряда глобальных проблем и вопросов безопасности, но и согласовать новый, более тесный формат взаимодействия друг с другом.
GT: Сейчас, похоже, выработалась новая схема взаимодействия между Россией и Китаем. После переговоров одной стороны с США немедленно проводится двусторонняя встреча. То же самое произошло в марте. Тогда это был визит Лаврова в Китай сразу после саммита на Аляске между высокопоставленными представителями Китая и США. Это что-то говорит о взаимодействии Китая и России?
Колотов: Две упомянутые встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном доказали, что американская сторона сейчас не способна слышать своих дипломатических партнеров. США думают только о своей повестке и не видят проблем партнеров. Это очень специфический вид дипломатии, когда решаются только американские вопросы, а проблемы партнеров игнорируются. Правильным ответом на такое неуважительное отношение могло бы стать более тесное сотрудничество Москвы и Пекина в области безопасности, экономики, транспорта и т. д.
GT: СМИ сообщают, что российский президент Владимир Путин проведёт переговоры с президентом США Джо Байденом. Вашингтон пытается облегчить переговоры с Москвой, и его администрация даже частично отменило свои планы по санкциям в отношении газопровода «Северный поток-2». Байден также активно вовлекает своих союзников а антироссийский и антикитайский лагерь. Указывает ли это на то, что Вашингтон исчерпывает возможности своей тактики против Китая и России, или что США не способны сдерживать обе этих страны, как они того хотят?
Колотов: Я не считаю, что США исчерпывают тактические возможности действий против Китая и России. Вашингтон весьма искусный игрок в международных делах и он будет следовать своей старой, хорошо зарекомендовавшей себя практике двойного сдерживания. В данных условиях у США не хватает ресурсов для такой стратегии по сдерживанию России и Китая собственными руками, поэтому у Вашингтона имеется две основные стратегии: 1. Создать условия для возможного конфликта между Россией и Китаем; 2, Создать коалиции из стран региона у российских и китайских границ и использовать их против своих соперников.
Для того, чтобы предотвратить подобный сценарий, мы должны укреплять взаимное доверие, а также развивать наше сотрудничество в области стратегических вопросов.
GT: США рассматривают усиление Китая как угрозу своему мировому господству, а также враждебны к России из-за остаточного влияния Холодной войны. Являются ли США самой большой переменной в отношениях между Пекином, Москвой и Вашингтоном?
Колотов: Без сомнения, США крупнейшая, опытнейшая и богатейшая переменная в мире. В данных условиях развитие российско-китайских отношений идёт против американских интересов, и Вашингтон будет делать всё возможное, чтобы вбить клин между Россией и Китаем.
GT: В каких областях, по Вашему мнению, Вашингтон будет вбивать клин? Как могут сотрудничать Пекин и Москва, чтобы противостоять деструктивным усилиям США?
Колотов: Во-первых, США могут использовать своих агентов для подрыва доверия между Москвой и Пекином. В России они будут распускать слухи о том, что Китай вынашивает планы захвата Дальнего Востока и Сибири, а в Китае — что Россия хочет захватить северные районы Китая. В то же время в Китае будут ходить слухи о том, что Россия уже тайно присоединилась к США против Китая; а в России то, что Китай присоединился к США против России.
Одновременно будут распространяться ложные обвинения России и Китая в исламофобии, чтобы использовать против нас комбинированный потенциал мусульманских стран. Для ослабления нашего экономического потенциала под надуманными предлогами будут вводиться экономические санкции и запреты на сотрудничество и экспорт в сфере высоких технологий. В то же время по периметру наших границ будут появляться американские военные базы. США будут следовать своей старой тактике – использовать против своих врагов соседние страны. Это мы и наблюдаем прямо сейчас у российских и китайских границ.
Я надеюсь, что у наших политиков и народов хватит мудрости, чтобы понять суть этой игры и принять правильное решение по стратегии добрососедства в российско-китайских отношениях.
GT: Некоторые китайские учёные считают, что стратегическая культура Китая положит конец игре в «стратегический треугольник» — между Китаем, Россией и США. Это потому, что Китая стремится в отношениях между ними к большему благу и выступает за ненасилие, открытость и сотрудничество. Эти учёные считают, что это помогает нам избавиться от дихотомического взгляда Запада на мир. Что вы думаете о таком мнении? В каком направлении может в будущем развиваться взаимодействие в этом «стратегичеcком треугольнике»?
Колотов: Чтобы решить эту проблему «стратегического треугольника» с точки зрения стратегической культуры Китая, мы должны вспомнить как минимум две цитаты из «Искусства войны» Сунь Цзы.
Прежде всего, мы должны помнить такие слова: «Знай себя и знай врага». Принимая во внимание эту мысль, мы можем сделать вывод, что мнение о том, что США оценят мирный подход с ненасилием, открытостью и сотрудничеством и будут поступать так же, совершенно неверно. Вспомните историю с продолжающимся расширением НАТО на Восток.
Взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество в рамках «стратегического треугольника» были бы лучшим сценарием развития в будущем, однако фундаментальные характеристики сильнейшего партнера — США — указывают на то, что Вашингтон выступает против такого направления развития и не считает его приемлемой стратегией. Напротив, США рассчитывают добиться односторонних преимуществ и диктовать свою волю с позиции силы. Это неприемлемо для Китая и России.
Второй закон Сунь Цзы, о котором следует помнить: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».
Поэтому лучший способ достижения мира — это сделать наши страны настолько могущественными, чтобы враг не осмеливался напасть на нас прямо или косвенно.
Так что надежное решение проблемы «стратегического треугольника» — сделать невозможным нападение на нас — а для этого Россия и Китай должны действовать сообща. Это изменит баланс сил в нашу пользу.
США — умный и опытный игрок на мировой арене, очень хорошо понимающий этот вариант и поэтому создающий коалиции из зависимых стран, чтобы их руками ослабляь своих стратегических конкурентов. В Китае эта стратегия называется «Убить одолженным ножом». У США есть свои коалиции, а у России и Китая их нет. И это стратегическое преимущество Вашингтона.
Поэтому будущее этого расширенного «стратегического треугольника» с зависимыми коалициями непросто, и мы ещё увидим ряд очень интересных и захватывающих раундов Большой игры.
Читайте также
Последние новости