Еще шесть лет назад многие скептически относились к идее создания в России «Системы-112». Отдельные специалисты, кивая в сторону американской «Службы-911» и, восхищаясь ее техническим арсеналом и слаженной работой операторов, говорили, что у нас в стране если и появится аналог, то это дело далекого будущего. Но прошли годы и скепсис поубавился кратно, а система, основной целью которой является организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», в отдельных регионах страны стала вполне себе действенной. О работе «112» «Сургутская трибуна» решила рассказать на примере Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Сургута, являющейся одной из лучших в Югре.
Евгений Родионов в МКУ «ЕДДС» Сургута работает со дня его создания. В 2012 году учреждение стало самостоятельным, выйдя из состава управления ГО и ЧС администрации города. В настоящее время служба располагается в арендуемом помещении здания одного из сотовых операторов, что символично, ведь основной задачей ЕДДС является прием и обработка сообщений от населения.
- Все звонки, которые мы принимаем, касаются компетенции служб «01», «02», «03» и «04». Другими словами, всех экстренных служб города. В 2013 году к нам пришел еще телефон «005», до этого он был привязан к департаменту городского хозяйства. Если у людей были проблемы с управляющими компаниями, с коммуналкой, звонили туда. Пять лет назад эти звонки начала принимать наша служба, - поясняет начальник пункта управления МКУ «ЕДДС» Сургута Евгений Родионов.
Золотой час
В среднем на телефон «112» в городе каждые сутки поступает около 1500 сообщений различного характера. Состав смены – пять человек: оперативный дежурный и четыре его помощника — трое обрабатывают звонки по «112», один – по «005». Кроме приема сообщений, ежедневно в рабочем режиме смена составляет до 50 отчетов, львиная часть из которых направляется в центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по Югре. Два раза в сутки с этим органом также проводится видеоконференцсвязь.
- Они постоянно интересуются оперативной обстановкой в Сургуте: есть происшествия или нет их. Если в городе происходит какая-то чрезвычайная ситуация, то к нам подключается ЦУКС, который в онлайн режиме наблюдает и общается с нами. К нему в свою очередь подключаются кураторы из Сибирского Федерального округа, а далее и Москва. Все они контролируют отработку чрезвычайной ситуации, - рассказывают в ЕДДС Сургута.
Принимают звонки от населения высококлассные специалисты, профессионалы, от знаний, навыков и оперативного мышления которых зачастую зависят человеческие жизни. Дежурный персонал – это люди, прошедшие, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Они работали в различных службах экстренного реагирования, в частности в полиции и пожарной охране. Имеют большой опыт общения в ситуациях, требующих незамедлительных и выверенных решений.
- Когда диспетчер «112» задает вам вопросы, нужно отбросить панику и всегда отвечать на них. Ведь вопросы задаются не просто так. Диспетчеру нужно как можно быстрее определить вашу геопозицию, чтобы понять, куда отправить силы и средства, ведь ему необходимо понять, какая именно нужна помощь. Есть такое понятие - «золотой час». Если в течение первого часа раненому оказать полноценную медицинскую помощь, то выживают 90 процентов, - отмечают в дежурно-диспетчерской службе.
Звонят горожане не только с целью рассказать о каком-либо происшествии. Общаться операторам зачастую приходится с людьми пожилого возраста, которым хочется просто с кем-то поговорить. Поступают в ЕДДС и ложные сообщения, в том числе о минировании зданий и сооружений, отвлекающие силы и средства экстренных служб от реальных дел. Были и весьма необычные звонки – сообщали об инопланетянах.
- Года три или четыре назад был такой звонок. Сообщили, что в районе ГРЭС летает инопланетная тарелка. Человек на полном серьезе это заявлял. Пришлось реагировать и отправить сотрудников спасательного центра. Но вызов, конечно же, не подтвердился, - рассказывает Евгений Родионов.
Прирастая сегментами
Систему «112» в Сургуте постоянно совершенствуют. Внедряют компьютерные программы, новые IT-технологии. К примеру, недавно добавился такой функционал, как определение геопозиции абонента, другими словами, когда человек звонит в ЕДДС, оператор может определить, где он находится с точностью до 300 метров. Для этих целей в городе задействован ряд сотовых операторов.
- Вскоре мы сможем видеть, на кого зарегистрирован телефон. Безусловно, не всегда люди оформляют сим-карты на себя, но такая возможность в любом случае сужает круг. В перспективе планируем объединить все видеокамеры в систему АПК «Безопасный город». Кроме этого, у нас есть возможность отслеживать передвижение автомобилей скорой помощи и пожарной охраны. Внедряется и система смс-сообщений, посредством которых можно обратиться в «112», ведь не всегда человек может говорить, - перечисляет нововведения начальник пункта управления.
Служба «112» - один из сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Сейчас он включает в себя три работающих системы, а именно видеонаблюдения и видеофиксации, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и, собственно, «112». Все три сегмента вскоре выйдут на новый качественный уровень и могут быть дополнены еще рядом других. Это станет возможным благодаря включению Сургута в окружной пилотный проект по модернизации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
- В прошлом году совместно с УВД мы плотно занимались вопросом модернизации данной системы. Рассчитывали, сколько нам нужно установить видеокамер, какое необходимо программное обеспечение и так далее. Составили документ, содержащий в том числе и сметы, который был отправлен в округ. На основании этого, а также того что Сургут наиболее подготовлен к модернизации АПК «Безопасный город», нас включили в пилотный проект, - поясняет заместитель главы Сургута Алексей Жердев.
Последующая перезагрузка «Безопасного города» в крупнейшем муниципалитете региона намечена на 2019 год. Предварительная стоимость этого процесса оценивается в 300 млн рублей. Власти города полагают, что ЕДДС Сургута в будущем может стать единым центром принятия решений, который объединит в себе все сегменты «Безопасного города».
Читайте также
Последние новости