Следующая новость
Предыдущая новость

Солохин и его творение

02.09.2018 19:48
Солохин и его творение

Если сосчитать все мосты, которые Валентин Солохин построил за свою жизнь, включая и маленькие, и средние, и те, что вошли в историю как настоящий памятник инженерной мысли, то получится внушительная цифра – 5430 объектов. Как говорит сам Валентин Федорович, это огромная удача, быть сопричастным к возведению такого огромного количества артерий. Однако главным делом жизни стало строительство вантового моста через Обь в районе Сургута. О том, как строился мост-рекордсмен, почему он стал оранжевым и как в 60 лет легендарный мостостроитель был вынужден стать монтажником, – рассказывает выставка в Музее моста, посвященная 85-летнему юбилею Валентина Солохина. На открытии побывали журналисты «Сургутской трибуны».

Бренд, соединяющий берега
29 августа в Музее моста, который расположен возле самого оранжевого красавца, собрались краеведы, библиотекари, журналисты, работники городского архива, ветераны и представители эксплуатирующей сооружение организации «Северавтодор». Не смог приехать только главный виновник торжества – юбиляр Валентин Солохин. В тот день он себя неважно чувствовал. И потому нужно отдать должное хранителям истории не только возведения уникального моста, но и личной – самого Валентина Федоровича. Корпоративный Музей моста АО ГК «Северавтодор» в следующем году отметит свое 10-летие, все эти годы здесь скрупулезно собирали документы, предметы, воспоминания, фиксирующие важный этап становления региона и роль в этом Валентина Солохина. Символично, что именно в день 85-летия легендарного мостостроителя редкие архивные материалы, связанные со строительством автомобильного моста, руководитель музея Анита Шагиева и первый заместитель гендиректора АО «ГК Северавтодор» Сергей Кочуров передали в городской архив.
У автомобильного моста несколько названий: официальное – Югорский, народные – Обской, Вантовый и по имени его создателя — Солохинский. Сотрудники предприятия, которое эксплуатирует сооружение с момента его возведения, вспоминают, что после открытия к мосту началось настоящее паломничество. Толпы туристов, инженеров, строителей приезжали со всей страны, чтобы посмотреть на одно, как его сразу прозвали, из чудес Западной Сибири. Так возникла идея открытия музея, посвященного уникальному объекту. Сегодня жители и гости города могут здесь узнать о жизни и карьере экс-руководителя Мостостроительного треста № 11, позже – Мостостроя-11, Валентина Солохина, который 50 лет посвятил мостостроению.
– В те времена, когда в Сургуте не было моста, людям приходилось по 20 часов стоять в очереди, чтобы переправиться с одного на другой берег. Я помню, как водители выезжали рано утром, а оказывались на противоположной стороне Оби только к ночи, – начала свою экскурсию руководитель Музея моста Анита Шагиева.
Мечта Валентина Солохина, которая соединила бы два берега Оби, не сразу воплотилась в реальность. Ее пришлось отстаивать. Не только из-за финансов – проект вантового моста, который предлагал Солохин, вызывал много вопросов у вышестоящего руководства. Аналогов ему не было не только в России, но и в мире: с самым большим центральным пролетом, он поддерживается одним пилоном высотой в 149 метров. Мост возвели в рекордные сроки – всего за пять лет.

Невозможное возможно
Стройка века началась в 1995 году. Мостострой-11 был назначен генеральным подрядчиком. Причем россияне выдержали конкуренцию с иностранцами – на право строительства претендовали англичане, немцы, французы. Однако, услыхав о грандиозных планах «господина Солохина», решили отойти в сторону, чтобы не мешать ему. Были финансовые трудности. Рабочие по полгода не получали зарплату. Но не бросали своего дела, понимая его значимость для всей страны. Люди работали, не замечая ни ветра, ни мороза. Мост возводили одновременно с левого и правого берега, шли навстречу друг другу. С соответствующей масштабам проекта техникой были сложности: например, для возведении 149-метрового пилона пришлось поднимать кран:
– Отыскали краны, которые использовались при строительстве ГРЭС и АЭС, они могли поднимать груз на высоту 140 метров. Чтобы компенсировать еще 20 недостающих метров, сооружали дополнительную эстакаду. Это была адская работа. А самое сложное досталось монтажникам, которые трудились наверху. После 100 метров у них началась боязнь высоты. Они спустились и несколько дней не могли решиться, чтобы продолжить работу. Валентину Солохину пришлось стать в каком-то смысле психологом. Он поднялся с монтажниками на самый верх и работал там вместе с ними, вдохновляя коллег своим личным примером, доказывая, что у монтажников не могут дрожать коленки, – рассказывает Анита Шагиева.
Когда до завершения работ оставались какие-то считанные метры, отказались работать все крановщики. Единственного специалиста, который согласился выполнить ювелирную работу, нашли в Нижневартовске. Все материалы, которые были использованы при возведении моста, – отечественного производства, за исключением вантов – их изготавливали за рубежом.

Гарантия качества
Сегодня мост не закрывается ни на одну минуту. Даже во время ремонта перекрывают только одну из его полос. Ежедневно рабочие эксплуатирующей организации спускаются внутрь моста, чтобы проверить его состояние, каждый день обследуются все ключевые конструкции –
от вантов до болтов. И если что-то сдвигается хоть на миллиметр, это сразу же исправляется. Мост исправно себя ведет уже почти 18 лет, осенью он справит свое совершеннолетие.
– Сургутским мостом можно гордиться, это не рядовой объект. Наша обязанность – сохранить не только сам объект, но и его историю, поэтому здесь работает музей. С помощью Музея моста мы хотим вдохновить молодое поколение на интерес к инженерному направлению. В будущем мы планируем его развивать, может быть, мы разработаем какую-то новую сувенирную продукцию. К тому же наша задача – поддерживать работоспособность моста, это непросто. Мост несет огромную нагрузку. Официально его гарантия 50 лет. Но, конечно, он может работать и после гарантийного срока, все зависит от того, как эксплуатировать. Сегодня без этой артерии Сургут уже не может существовать, – говорит Сергей Кочуров.
18 лет сургутский мост является единственной автотранспортной артерией, соединяющей западную часть региона с восточной. В скором времени неподалеку развернется стройка нового моста, помощника существующему. И это будет уже совершенно другая история. Однако по своему масштабу и значимости она вряд ли затмит легендарную Солохинскую стройку.

Источник

Последние новости