В своём обращении к народу 1 марта прошлого года российский президент Владимир Путин озвучил весьма амбициозный план реформ. Среди заявленных масштабных целей – некоторые называют их недостижимыми – президент назвал резкое сокращение бедности к 2024 году, то есть ко времени, когда он собирается уйти в отставку.
Если ориентироваться на базовый критерий ООН, который составляет 1,25 доллара в день, в настоящее время в России наблюдается нулевая бедность, в отличие от «коллег» по БРИКС. В самой России граница установлена на уровне 12,80 долларов, и исходя из этой оценки, на сегодняшний день за чертой бедности живут 13,2 процента населения – что несколько меньше, чем 13,8 процента на момент выступления Путина в прошлом году.
Действительно, уровень бедности в России не является экстремальным, поскольку, согласно одной из оценок, этот показатель ниже среднего по ЕС, а также немного ниже, чем в США с их 13,5 процента. Правда, если говорить о тех, чьи доходы находятся в районе этой отметки, то их доля приближается к 30 процентам. Таким образом, методика определения уровня бедности остаётся спорным вопросом.
Конечно, в России рубеж бедности ниже, чем в других развитых странах, но ненамного – причём вопрос об определении этой границы не имеет однозначного ответа. Под определение живущих в «крайней бедности» в США попадают люди с доходом в размере 2 долларов в день, тогда как более общая оценка составляет около 15,4 доллара. Российский показатель в размере 12,80 доллара учитывает корректировку по паритету покупательной способности – товары в России дешевле, поэтому тех же денег хватит на большее – и следовательно, уровень бедности в России примерно одинаков с США и большей частью ЕС.
Может ли Россия действительно сократить уровень бедности до 6,6 процентов за шесть лет, как того потребовал Путин? В случае успеха её показатель будет одним из самых низких во всей Европе.
Правда, столь значительный прогресс представляется маловероятным. Даже по правительственным оценкам, в нынешнем году рост ВВП окажется довольно скромным и составит около 1,3 процента, увеличившись в 2021 году до 3 процентов. Прогнозируется, что затем он останется на этом уровне в течение нескольких лет.
Как показывают расчёты, 1,5-процентный рост ВВП приведёт к сокращению уровня бедности до 10,7 процента – такое значение само по себе является превосходным результатом, но всё же не достигает целевого показателя, установленного президентом.
Если рост российской экономики будет соответствовать прогнозу и составит 3,2 процента в 2021 году, то уровень бедности снизится до 8,1 процента. Правда, некоторые аналитики предполагают, что Путин не ожидает действительного достижения целей, указанных в «майских указах»: смыслом амбициозных планов было «разжигание огня» под бюрократией и проведение реформ. Однако даже при росте менее 4,4 процента бедность может сократиться вдвое к 2024 году.
«Этого можно добиться путём применения механизмов дополнительного перераспределения наподобие социальной помощи и социальных выплат. По нашим оценкам, потребуется дополнительное перераспределение в размере около 0,27 процента ВВП в год. Разумеется, ускорение экономического роста облегчит задачу сокращения бедности. Если экономика России будет расти на 3,2 процента в год (что чуть выше среднемирового показателя в 3 процента) при идеальной направленности действий, дополнительное перераспределение можно оценить в пределах 0,10 процента ВВП», – утверждают составители соответствующего доклада из Брукингского института.
Мнение этих авторов созвучно с мыслями других аналитиков, указывающих на то, что благотворен любой прогресс. Пусть планка в 6,6 процента определена произвольно, но любое сокращение бедности изменит к лучшему жизни миллионов людей.
«Поскольку российские политики взялись за задачу сокращения масштабов бедности вдвое, можно с удовлетворением сообщить, что эта важная цель теперь достижима – по крайней мере, такой вывод можно сделать на основе нашего анализа», – заключают авторы.
Читайте также
Последние новости