По мнению некоторых экспертов, нерешительная позиция Японии в отношении санкций против России и Китая может сделать ее основным кандидатом на роль хаба по отмыванию денег и другой деятельности по уклонению от санкций.
Несмотря на то, что Япония является близким союзником Соединенных Штатов и других стран «большой семерки», она неохотно применяет санкции в отношении России и Китая. После июньского саммита в Корнуолле, где G7 придала особое значение борьбе с нелегальной финансовой деятельностью, Япония рискует отстать, если продолжит колебаться по вопросу о введении таких же санкций, что и ее союзники. В противном случае она может превратиться для России и Китая в хаб по уклонению от санкций.
Нерешительность Японии объясняется ее стремлением сохранять нейтралитет, не теряя преимуществ, которые дают стратегические отношения с крупными соседними державами. Экономическая взаимозависимость между Японией и Китаем довольно глубока: на сегодняшний день в Китае работают 7754 японские компании, а между тем, в 2019 году страну посетили более 8 миллионов китайских туристов. С другой стороны, Япония по-прежнему относится к Китаю с настороженностью из-за непримиримых разногласий, как давних, так и новых.
Отчасти именно по этой причине правительство Синдзо Абэ в 2013 году впервые попыталось использовать Россию в качестве противовеса Китаю. Кроме того, интерес Японии к России обусловлен растущими потребностями в импорте нефти и газа. Это ставит Японию в уникальное положение: оставаясь близким союзником Соединенных Штатов и других стран, которые ввели санкции против Китая и России в связи с нарушениями прав человека и территориальной агрессией, Токио сохраняет относительно тесные связи с обеими странами, что является одновременно и возможностью и опасностью.
Поскольку Япония поддерживает обширные торговые связи с Китаем и Россией, имеет большой внутренний рынок, а также тесно связана с мировой финансовой системой, она может стать каналом для продолжения их незаконной финансовой деятельности по всему миру, если не согласует санкции с Соединенными Штатами и их союзниками.
В последние годы Китай и Россия демонстрируют заинтересованность в создании собственной финансовой системы, которая была бы за пределами контроля США. До сих пор китайская и российская дедолларизация опиралась на евро и юань. Однако ситуация может измениться, поскольку при администрации Байдена США, похоже, более тесно координирую свои действия с Евросоюзом. Следовательно, возможности Китая и России по осуществлению расчетов в евро могут быть ограничены. В этих условиях Москва и Пекин могут рассмотреть йену в качестве альтернативы евро, учитывая, что она является третьей мировой резервной валютой после доллара и евро.
Кроме того, по состоянию на май 2021 года в Японии не было реестра бенефициарных владельцев, в котором указывается, кто является основным владельцем того или иного актива. Это делает Японию привлекательным местом для регистрации подставных корпораций, за которыми стоят Китай и Россия, для уклонения от западных санкций.
Однако наиболее серьезным недостатком законодательства Японии является отсутствие какого-либо режима санкций, основанного на требованиях по соблюдению прав человека. С 2020 года в японском парламенте начали рассматривать возможность введения санкций в связи с репрессивными действиями Китая в Синьцзяне и Гонконге. Однако соответствующий закон так и не принят. Больше того, в марте нынешнего года, когда остальные члены «большой семерки» ввели санкции в отношении нарушителей прав человека в Китае, Япония ограничилась выражением «серьезной озабоченности». В 2014 году, когда Соединенные Штаты, Европейский Союз и другие члены НАТО ввели санкции против России после аннексии Крыма, Япония ждала несколько месяцев, прежде чем присоединиться к ним. А когда это, наконец, произошло, японские санкции оказались настолько ограниченными, что некоторые аналитики назвали их чисто символическими.
Невзирая на заинтересованность Японии в поддержании стратегических отношений, как с Китаем, так и с Россией, есть некоторые признаки прогресса в решении потенциальной проблемы уклонения от санкций. В частности, в Токио резко активизировались призывы к принятию закона Магнитского. Кроме того, Япония обязалась вместе с другими членами «большой семерки» сделать общедоступными данные о бенефициарных владельцах активов.
Японии предстоит еще немало сделать, чтобы не превратиться в хаб по уклонению от санкций для Китая и России. Она должна пересмотреть свой инструментарий в области санкций и финансовой прозрачности, а также подходы к торговле с Китаем и Россией, чтобы не позволить нелегальным финансовым структурам воспользоваться своими обширными связями на мировом рынке.
Хотя Япония обоснованно считает, что стратегические отношения с Китаем и Россией дают ей немало возможностей, она должна рассмотреть вопрос о том, не используют ли Пекин и Москва ее относительную открытость для ведения бизнеса с ними как средство для достижения своих целей.
Читайте также
Последние новости