Сразу после заключения договоренности странами-членами ОПЕК-плюс на этой неделе мировые цены на нефть начали подниматься. Международное энергетическое агентство полагает, что благодаря соглашению, возможно, будет зафиксирован минимальный уровень цен, хотя они по-прежнему останутся неустойчивыми.
Существует целый ряд экономических показателей, от которого будет зависеть нефтяной рынок в наступающем 2019 году — связанных и с предложением, и со спросом, и с повышением, и с понижением стоимости активов.
Иран. Очевидная и наиболее существенная угроза поставкам нефти связана с Ираном. В мае истекает срок временного разрешения на импорт нефти из Ирана, предоставленного Америкой восьми странам. Когда в ноябре цена за баррель сырой нефти марки Brent достигла 80-долларового барьера, администрация Трампа, до этого на протяжении всего года кричавшая, как важно свести иранский экспорт к нулю, спохватилась и начали предоставлять временные разрешения. В связи с неожиданным переизбытком предложения, возникшим на нефтяном рынке в последние два месяца, США имеют основания вновь ужесточить свою политику. В ноябре добыча нефти в Иране упала на 380 тысяч баррелей в день по сравнению с предыдущим месяцем, опустившись ниже отметки в 3 миллиона баррелей. Тем не менее, предложение на рынке нефти можно сокращать и дальше, и если Америка преуспеет в этом, ОПЕК-плюс может обнаружить, что цели, которые картель запланировал достичь к июню, когда состоится очередной саммит ОПЕК-плюс в Вене, уже достигнуты.
Ливия. Несколько недель назад добыча нефти в этой стране выросла, достигнув наивысших показателей за последние годы. Однако затем, из-за вновь разгоревшегося военного конфликта внутри страны, произошел спад на 400 тысяч баррелей в день. Эта североафриканское государство-член ОПЕК многие годы являлось источником нестабильности рынка нефти. Хотя Ливия ставит перед собой амбициозные планы повысить производство в 2019 году, мировой рынок может в любой момент быть застигнут врасплох неожиданным падением уровня добычи в этой стране.
Венесуэла. Венесуэла завершает этот год с уровнем добычи, равным примерно 1 миллиону баррелей в день — более чем на 600 тысяч баррелей меньше, чем было в начале года. Сейчас падение может затормозиться просто потому, что падать дальше некуда. Однако, вряд ли хоть один аналитик рискнет предположить, что объем добычи в этой стране в ближайшей, или даже среднесрочной перспективе восстановятся.
Американская сланцевая нефть. По всем прогнозам бурные темпы роста добычи сланцевой нефти в США сохранятся. Объемы производства американских нефтяных компаний в 2018 году оказались примерно на 1 миллион баррелей в день выше изначальных прогнозов. Даже проблемы с прокладкой трубопроводов не смогли остановить «буровую лихорадку». Тем не менее, снижение цен, финансовое бремя и еще не устраненные до конца «узкие места» в нефтепроводах могут в итоге замедлить рост добычи. Никто не ожидает резкого спада или даже стабилизации. Однако, увеличение добычи сланцевой нефти зависит от такого количества ценовых факторов, что малейшее разочарование в этой новой технологии нефтедобычи может сказаться на ней более серьезно, чем можно прогнозировать.
ОПЕК-плюс и сокращение добычи. Сокращение добычи на 1,2 миллиона баррелей в день должно существенно сократить избыток предложения на мировом рынке — хотя, скорее всего, вряд ли это будет достигнуто к моменту Венского летнего саммита картеля. Возможно, странам-участникам придется пойти на новые сокращения, хотя и нынешняя договоренность далась им нелегко. В крайнем случае, ОПЕК-плюс может просто продлить действие договора с целью избежать дальнейшего падения цен.
Недостаточные темпы роста нефтедобычи. Эта проблема может возникнуть уже после 2020 года. Эффект от серьезной тенденции к понижению, начавшейся в 2014 году, еще не дал себя знать. Прорыв в добыче сланцевой нефти затушевал нехватку новых проектов традиционного нефтепроизводства. В связи с ожидаемым закрытием многих нефтеразработок начиная с 2020, нехватка нефти может стать вполне ощутимой. Недавнее падение цен может привести к дальнейшему сохранению низких объемов нефтедобычи как минимум еще в течение года. «Пятилетие снижения объемов добычи обычной нефти, при котором лучшие куски доставались небольшому числу компаний, ведет к тому, что цистерны окажутся пустыми, — отмечает Саймон Флауэрс, главный аналитик Wood Mackenzie, в своем докладе, сделанном в четверг. — Падение цен, скорее всего, заставит серьезно задуматься над вопросами управления капиталом».
Экономический спад. Возможно, экономический спад является фактором, создающим наибольшие риски для цен на нефть. К тому же, этот фактор еще и труднопредсказуем. В мировой экономике уже мигают тревожные огни: замедляется экономический рост в Китае, сокращается рост ВВП в некоторых европейских странах, формирующиеся рынки сталкиваются с валютными кризисами, финансовая нестабильность принимает общемировые масштабы. Все вышеперечисленное может грозить повышением процентных ставок. «Сигналы тревоги доносятся отовсюду. Повышение спроса было надежной опорой для нефтяного рынка в условиях падения цен, ежегодно составляя более 1 миллиона в день, начиная с 2012 года, — пишет Саймон Флауэрс. — Показатели, прогнозируемые нами на 2019 год, равняются 1,1 миллиона баррелей в день, но в целом эта тенденция находится под угрозой». Американо-китайская торговая война может причинить дополнительный вред мировой экономике, хотя финансовые индексы уже дают тревожные результаты.
Рост добычи сланцевой нефти в США. Несмотря на пересмотр прогнозов в сторону понижения, Международное энергетическое агентство все еще рассчитывает, что добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет в 2019 на 1,5 миллионов баррелей в день, что превышает мировой спрос. Эти объемы будут достигнут за счет американской сланцевой нефти. В связи с введением в эксплуатацию новых нефтепроводов в следующем полугодии, можно ожидать нового сланцевого бума.
Разногласия в ОПЕК-плюс. Россия уже дала понять, что не планирует значительных сокращений добычи нефти в январе, когда договоренность ОПЕК-плюс вступит в силу. Это создает риск, что планируемый уровень сокращения не будет достигнут. Основная доля сокращений придется на Саудовскую Аравию, которая вынуждена пойти на это, поскольку испытывает острую необходимость в росте цен. Тем не менее, до сих пор отсутствует уверенность, что ОПЕК-плюс удастся реализовать свой план по приведению нефтяного рынка в равновесие.
Читайте также
Последние новости