На днях жителей сельского поселения Филипповское Владимирской области огорошили чудовищной новостью: в непосредственной близости от жилых домов поселения, на территории соснового леса, областные власти собираются строить глобальный мусорный полигон.«МК» попытался выяснить — кто и зачем затеял эту стройку, которую трудно назвать иначе как провокацией, направленной на дискредитацию российской власти.
В минувшую субботу, в светлый праздник Преображения Господня, жителям Филипповского и окрестных деревень было не до празднования. Они были вынуждены собраться на сход — в нем приняло участие около тысячи человек.
Но сначала — предыстория конфликта. О том, что буквально под боком у них будет организована огромная свалка, жители Филипповского узнали две недели назад — совершенно случайно. Поясню: в это сельское поселение, занимающее площадь более 300 кв. км, входит не только само село, но также десять деревень и около 80 садоводческих товариществ. А также — территория векового соснового бора, настоящего Берендеева леса, кладезя грибов и ягод. Именно этот лес и собираются вырубить и сделать на его месте мусорный полигон. Раньше участок принадлежал Мытищинскому метровагонмашу — много лет назад на просеках леса завод испытывал свои машины. Сейчас испытания давно не проводятся, но назначение земель — промышленное — так и осталось. Чем и не преминули воспользоваться расторопные дельцы.
Настроение у людей на сходе — как перед войной. Глава администрации сельского поселения Филипповское Олег Иванов, выступивший перед ними, пытается успокоить сограждан, но это получается плохо:
— 3 июля к нам поступила информация о строительстве на нашей территории опытно-экспериментальной площадки по сортировке и переработке твердых компонентов. Все нормы соблюдены — до ближайших населенных пунктов от этого полигона — не менее 1 км. Решение принято на уровне Владимирской области, нам ничего не известно, мы направили в администрацию запросы.
Ответов на запросы Иванов еще не получил, но жителям уже заявляет:
— Волноваться не о чем: это будет современное предприятие с высокой технологией переработки. Будут очистные сооружения, пожарные водоемы.
Вообще глава администрации постоянно меняет показания: то говорит, что проектно-сметная документация еще не готова, то заявляет, что проект уже утвержден комиссией Владимирской области. А неделю назад, когда к нему приходили обеспокоенные жители, вообще уверял, что строить будут мусоросжигающий завод — точь-в-точь как в центре Вены.
Глава также информирует, что строительством «высокотехнологичного» предприятия будет заниматься некое ООО «ЭкотехстройВладимир», которое в июле уже выкупило участок леса у прежнего владельца.
Однако жители выяснили, что данная организация имеет уставный капитал всего... в 10 тысяч рублей и зарегистрирована лишь в марте 2017 года!
— В законе об использовании отходов не существует понятия «опытно-экспериментальная станция», — говорит местная жительница Наталья Исаева. — Это завуалированное название свалки!
— Сортировка мусора на сегодня возможна только вручную — никаких других технологий для этого пока не существует, — дополняет ее Николай Петров. — То есть на полигон свозится мусор, часть его идет на сортировку, а все остальное — более 90% — в захоронение... Мы понимаем, что проблему с мусором надо решать, но почему такое предприятие надо организовывать в столь густонаселенном месте? У нас есть много неосвоенных земель. Предполагаемый полигон находится в тесном кольце из деревень и дачных поселков — большая часть их примыкает к нему в 1–2 км... Почему нашего мнения не спросили?
Ответ напрашивается сам: рядом проходит автотрасса, подведены электросети, газ. Не нужно строить ни дороги, ни коммуникации. Только успевай получать деньги за свозимый мусор! А на мнение жителей владимирским властям, судя по всему, плевать...
Глава администрации утверждает, что пока никакие работы на полигоне не ведутся. Но жители говорят, что вырубка леса идет полным ходом.
Однако еще более удручающую информацию сообщил житель села Аленино гидрогеолог Олег Серебряков:
— Предполагаемый полигон находится в зоне сбора реки Шерна. Тут совершенно уникальная почвенная обстановка: если в других местах в основном преобладают верхнеюрские темные глины, то здесь — пески. Это означает, что вся отрава пойдет в подземные воды, которые движутся по направлению от полигона к Шерне. Через 5–7 лет вся вода будет заражена, все деревни Филипповского поселения получают воду из артезианских скважин, которыми нельзя будет пользоваться. Жить в данной местности будет невозможно.
Похожие данные предоставляет и Виталий Тимофеев из СНТ «Прибор», причем выясняется, что экологическая катастрофа может грозить не только местным жителям:
— Территория, на которой предполагается строительство полигона, находится на подземном водохранилище артезианской воды, раскинувшемся на многие десятки километров, — показывает он карту. — Посмотрите, сколько мелких рек протекает через полигон! Вот пересекает речка, питающая затем реки Мележу и Шерну! Мележа проходит по границе полигона. А Шерна затем впадает в Клязьму...
А еще возле красивейшей Филипповской церкви Николая Чудотворца есть источник со святой водой — вода из него почиталась в старину как Иорданская и в бочках ее развозили по всей Руси. Православные едут сюда не только из Владимирской, но и других областей — они верят, что вода его обладает исцеляющей силой. 600 лет питал он страждущих — и вот сейчас может погибнуть навеки, отравленный отходами с полигона.
Как такое стало возможно? Зачем людей доводят до крайности: во время схода звучали предложения перекрыть трассу А108 и остановить движение автотранспорта. Кому понадобилось создавать такую горячую точку в 60 км от Москвы?
Ответ от губернатора Владимирской области Светланы Орловой получить пока не удалось.
«МК» будет внимательно следить за развитием ситуации.
Читайте также
Последние новости