Уже много лет идут разговоры о том дне, когда таяние арктических льдов позволит крупным кораблям свободно перемещаться по Северному морскому пути, который пролегает между Беринговым проливом и Баренцевым морем, почти параллельно северному побережью России. Эта тема сегодня особенно актуальна, учитывая тот факт, что в сентябре крупнейшая судоходная компания в мире Maersk курсировала между Владивостоком и Санкт-Петербургом, чтобы получить опыт работы на зарождающемся торговом маршруте.
Несмотря на успех своей миссии, руководство Maersk не считает этот маршрут «реальной коммерческой альтернативой ныне существующим торговым путям» и указывает на два основных препятствия: ледяной покров, который позволяет осуществлять навигацию только три месяца в году, и необходимость масштабных инвестиций, связанных с передвижением судов в этих водах: ледоколы, страхование и технологии.
Открытие этого маршрута, граничащего с побережьем Западной России, а также Сибири и огибающего арктические острова Канады, «станет реальностью в среднесрочной и долгосрочной перспективе», – предрекает Антонио Маркина, портфельный менеджер из компании Solventis SGIIC.
Эксперты полагают, что экономия времени составит примерно десять или пятнадцать суток, а расстояние сократится с 21 тысячи километров, которые преодолевает азиатское судно, отправляющееся в Европу через Суэцкий канал, до почти 13 тысяч километров, которые ему пришлось бы проплыть, если бы путь лежал через мыс Дежнева и Берингов пролив.
«Факторы, которые могут замедлить массовый переход на эти маршруты – отсутствие обновлений в навигационных картах района, отсутствие опыта экипажей и трудности морской страховой индустрии при подсчете страховых премий, соответствующих реальному риску, который они готовы покрыть», – перечисляет Маркина.
С другой стороны, интерес компании Maersk к Арктике «идет вразрез с нынешней тенденцией, поскольку на южных маршрутах, развивающихся в рамках инициативы «Нового Шелкового пути», грузовые перевозки достигли весьма впечатляющего уровня эффективности, – подчеркивает исследователь из университета Эссекса Хавьер Сантакрус. – В данный момент через Северный морской путь уместно осуществлять перевозку грузов между балтийскими и российскими портами, а также между российскими и японскими портами, и тихоокеанскими островами».
Полярный маршрут вызывает большой интерес у азиатских судоходных компаний, особенно у таких китайских перевозчиков как Cosco, China Shipping Co и OOCL (последние две не являются публичными компаниями). Недавно, напоминает Маркина, представители Cosco назвали Северный морской путь «новым стратегическим маршрутом», а китайские власти считают свою страну «почти арктическим государством».
Moller-Maersk – компания с наибольшей рыночной капитализацией в секторе морского транспорта. Кроме того, она является крупнейшей в секторе контейнерного транспорта, наряду с такими европейскими компаниями как CMA CGM и Средиземноморская судоходная компания (MSC).
По словам профессора канадского университета Британской Колумбии Майкла Байерса, Россия на протяжении многих лет является наиболее оснащенной из всех арктических стран, обладая несколькими десятками ледокольных судов, часть из которых оснащена ядерными двигателями.
«Многие наблюдатели считают, что Россия, инвестирующая миллиарды долларов в инфраструктуру, включая строительство новых портов, является безусловно доминирующей страной в регионе, однако это относится также к Исландии, Швеции и Финляндии», – заявляют в Совете по международным отношениям Соединенных Штатов.
Согласно исследованиям геологической службы США, Северный Ледовитый океан содержит 83 миллиарда баррелей нефти и около 44 триллионов кубических метров природного газа, что составляет 13 процентов запасов нефти на планете и 30 процентов запасов природного газа.
На данный момент государствам, подписавшим Конвенцию ООН по морскому праву, предписано сотрудничество в освоении Арктики, но экологические риски открытия торгового маршрута исключительно высоки. «Если на одном из кораблей произойдет несчастный случай, низкие температуры остановят или замедлят разложение тяжелого топлива, которое останется внутри на более долгое время, – объясняет Сюне Шеллер из организации Greenpeace в Копенгагене. – Страны, участвующие в развитии судоходства, должны ввести запрет на использование тяжелого топлива в Арктике, подобный тому, что действует в водах Антарктики».
Читайте также
Последние новости