Олень для обских угров – спутник жизни. Даже легенды отражают его важность для культуры северных народов.
Познакомиться с традиционной жизнью обских угров гости и жители Ханты-Мансийска смогли во время конкурса профессионального мастерства среди оленеводов. На территории конноспортивного комплекса «Мустанг» развернулось стойбище из нескольких чумов, а также прилавки с местной продукцией и сувенирами.
Пока оленеводы боролись за победу, зрители могли погреться в чуме, а также отведать национальные блюда коренных северян.
Когда азарт состязаний спал и участники соревнований стали расходиться, встать на охотничьи лыжи решил заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев. Он прокатился по накатанной лыжне, которая только-только остыла после гонок оленеводов.
– Лыжи тяжелые, но за счет того, что обшиты камусом, легко скользят по снегу, – рассказал Алексей Забозлаев. – Думаю, в лесу нет более удобного средства передвижения.
За соревнованиями таежных спортсменов следили и участники кинофорума «Дух огня». Канадский кинорежиссер и сценарист Кирстен Картью пришла на гонки вместе с польской коллегой Анетой Озорек. Во время праздника они примерили национальные хантыйские платья и попробовали национальную кухню.
– Я мечтала побывать на российской территории, которая климатически похожа на мою родину, – рассказала Кирстен Картью. – На севере Канады живет народ кучины. Я хотела узнать, насколько их жизнь похожа на жизнь коренных народов вашего округа – ханты и манси. Очень счастлива, что приехала к вам!
Светлана и Аркадий Прасины прибыли в Ханты-Мансийск из отдаленного села Корлики Нижневартовского района. Глава семьи занимается оленеводством, а супруга преподает хантыйский язык в школе. Вместе они постоянно участвуют в общественной жизни района. В этот раз Аркадий Владимирович представил муниципалитет на соревнованиях и, хотя не занял призового места, все же остался доволен своим участием. Во время праздника они показали гостям редкую оленью упряжь.
– Это ездовая упряжь ханты, которые проживают у реки Вах, – рассказала Светлана Федоровна. – Ей уже около 30 лет, а она до сих пор как новая. Она уникальна своей практичностью и тем, что в ней нет ни одной детали, заимствованной из современной культуры, – только оленья кожа и лосиная кость.
По словам Василия Пяка, оленевода из деревни Нумто Белоярского района, многие зрители интересуются жизнью на стойбище. Они задают много вопросов и фотографируются на фоне оленей.
– Я понимаю, что людям это интересно, – рассказал Василий Пяк. – Стараюсь отвечать, ведь мы для этого и приехали – чтобы показать, как мы живем.
Стойбище Василия Владимировича и его супруги Светланы расположено в границах природного парка «Нумто» на реке Казым. Здесь они живут уже более 15 лет. Когда-то он работал в Казымском совхозе, а со временем сам стал разводить оленей.
– Это ежедневный труд, здесь нет времени на отдых, – отметил мужчина. – Иногда приходится по 70 километров наматывать, чтобы собрать стадо. Олени для меня – смысл жизни. Сейчас у меня подрастают трое внуков – Никита, Алена и Ярослав. Когда они родились, каждому из них я подарил оленя. Пятнистые – самые красивые на нашем стойбище. Пока малыши живут с нами. А когда встанут взрослыми, может быть, уедут жить в город. Я не знаю, станут ли они пасти оленей, как их предки, но думаю, что любовь к тайге у них останется навсегда в крови.
Читайте также
Последние новости