СХМ подготовил городу очередной роскошный подарок – редкую по красоте и уникальную по содержанию выставку. Шишкин, Серов, Кустодиев, Рерих, Левитан – далеко не полный перечень великих русских художников конца XIX – начала ХХ века, чьи творения сегодня могут увидеть горожане. Всего 56 полотен. Масло, акварель, карандаш... Эскизы, портреты, пейзажи…
Экспозиция бесценных художественных произведений русского изобразительного искусства включает в себя собрания сразу трех музеев Западной Сибири: Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Государственного художественного музея Ханты-Мансийска и Сургутского художественного музея.
– Из пятидесяти шести работ, представленных в зале, каждая вторая – из собрания Сургутского художественного музея. Действительно, Сургуту есть чем гордиться. В нашей коллекции и работы Петрова-Водкина, подаренные на пятилетие музея Сургутнефтегазом, и рисунок Серова – художник мог одной линией дать объем, фактически не отрывая карандаша от бумаги. И редчайшая работа Сапунова «Портрет мулатки». Картина Горбатова – тоже из собрания СХМ. Знаете, у каждой картины есть своя история, которая связана не только с биографией художника. Так случилось, что Горбатов эмигрировал и жил в Германии во время Второй мировой войны. Он ушел из жизни буквально через три недели после того, как советские солдаты вошли в Берлин. И завещал всю свою коллекцию – более 100 полотен – академии художеств в Ленинграде, где учился. Но только в 1960-е годы его собрание было передано в музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», – рассказала на открытии выставки директор СХМ Светлана Круглова.
Первое, что бросается в глаза при входе в экспозиционный зал, – мощное полотно Лебедева «Боярыня рассматривает узоры для вышивки». Картина, отображающая век семнадцатый, никого не оставила равнодушным. Написана она в 1908 году, это было время повального увлечения русской богемой историей России. Но только не для Лебедева – художник в своем творчестве постоянно обращался к жанровым историческим сценам.
Имя художника Клавдия Лебедева сегодня, скорее всего, мало известно широкой публике. Между тем, ученик знаменитого Василия Перова, сподвижник художника Владимира Маковского – картины последнего, кстати, также представлены на выставке, – Лебедев был признан одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.
Будучи членом Товарищества передвижных выставок с 1891 года, Клавдий Васильевич в избрании тематики для своих картин, конечно же, не обошел стороной исторический жанр. Все его произведения – не отдельные картинки, а занимательный рассказ, в котором внимательный зритель раскроет для себя увлекательный мир, наполненный интересными персонажами с тонко очерченными психологическими портретами.
Притягательна по своему аскетичному цветовому содержанию картина Александра Головина «Маленький Эйольф». По сути, это эскиз театральных декораций к одноименной пьесе Генрика Ибсена. Надо отметить, что художник в разное время пробовал себя и в станковой живописи, и в прикладном искусстве, вместе с Врубелем занимался майоликой, участвовал в декоративной разработке фасада гостиницы «Метрополь». На Всемирной выставке 1900 года в Париже работал вместе с Константином Коровиным над созданием русского павильона и был удостоен золотой и серебряной медалей.
Вообще, каждая картина, представленная в СХМ, имеет свою уникальную историю и замысловатую биографию. О каждой можно рассказывать долго. И о том, насколько эмоционально мощно воздействуют картины на зрителя. Но, как говорят на Востоке, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Или прочитать. А потому стоит все же найти время и прийти в музей, чтобы полюбоваться подлинными шедеврами мирового значения кисти великих русских мастеров. Выставка будет работать по 26 ноября.
Читайте также
Последние новости