В разгар кризиса, вызванного пандемией коронавируса, президент Сирии Башар Асад и наследный принц Абу-Даби Мохаммед бен Заид Аль Нахайян, глава Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), в прошлую пятницу провели беседу по телефону, впервые после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Многие наблюдатели высказывают предположение, что это событие свидетельствует о трансформации альянсов и геополитических раскладов на Ближнем Востоке в Северной Африке.
Дело в том, что ОАЭ были одним из тех региональных игроков, которые активно поддерживали террористические организации, ставившие своей целью отстранение Асада от власти. Однако, вот уже более года как из Абу-Даби начали поступать сигналы, свидетельствующие о кардинальной смене политического курса в отношении Сирии. Недавнему телефонному звонку предшествовала серия событий, указывающих на потепление в двусторонних отношениях, которое началось в конце 2018 года, когда возобновило свою работу посольство Эмиратов в Дамаске.
«Я обсуждал с сирийским президентом… актуальные проблемы, связанные с коронавирусом. Я заверил его в поддержке Объединенных Арабских Эмиратов и в нашей готовности помочь сирийскому народу, – написал принц Мохаммед в своем твиттере. – Гуманитарная солидарность во времена тяжелых испытаний отодвигает на второй план все проблемы и разногласия. Сирия и ее народ не останутся одиноки в своей борьбе».
Ливанская франкоязычная газета L’Orient-Le Jour цитирует слова неназванного источника в дипломатических кругах, близкого к данному вопросу, который говорит, что «западные страны, особенно американцы и французы, выступают против» сближения между Сирией и ОАЭ. По его словам, Эмираты пытаются добиться расположения Москвы и уже заключили десятки выгодных контрактов, в том числе в сфере вооружений, газодобычи и инфраструктуры. Кроме того, наметились возможности сотрудничества с Россией в области космических исследований. Все это является частью более широкого геополитического контекста, и ставки Абу-Даби выходят далеко за пределы отношений между ОАЭ и Сирией. Скорее всего, правящая элита Эмиратов осознала, что у России есть серьезные и долгосрочные интересы в регионе, прежде всего, в Сирии и Ливии.
Отношения между монархиями Персидского залива и Соединенными Штатами, их традиционным союзником, в последние годы значительно ухудшились. Постепенный вывод американских войск из региона, и особенно отсутствие поддержки со стороны Вашингтона против турецкой экспансии, привели к тому, что все монархии, за исключением Катара, в значительной степени утратили доверие, которое они прежде испытывали к Соединенным Штатам.
По словам дипломатического источника, цитируемого L’Orient-Le Jour, Объединенные Арабские Эмираты пытаются найти пути сближения с Пекином и Москвой, подтверждением чему является и недавний телефонный звонок наследного принца президенту Асаду. Кроме того, фоном для этого события является некоторое смягчение отношений с Ираном, о котором свидетельствуют сообщения о многочисленных делегациях ОАЭ, посетивших Тегеран в прошлом году. Правда, следует отметить, что это не привело к смягчению жесткой политики ОАЭ в отношении конфликта в Йемене. И тем не менее, можно сделать вывод об изменении внешней политики Абу-Даби в той части, которая касается отношений с Москвой.
Похоже, полный разворот во внешней политике Абу-Даби в отношении Сирии служит двум основным целям: во-первых – укрепить отношения с Москвой, а во-вторых: сформировать анти-турецкий блок.
Поскольку Анкара в последнее время активно пытается воссоздать некое подобие Османской империи, Объединенные Арабские Эмираты готовы приложить все силы для срыва этого проекта. Дело в том, что правящая династия Абу-Даби категорически выступает против религиозно-политической организации «братья-мусульмане», которую президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто поддерживал и продолжает поддерживать в Сирии, Ливии и Египте. ОАЭ признали «братьев-мусульман» террористической организацией в 2014 году, после того как стало известно о планах этой фундаменталистской группировки дестабилизировать обстановку в стране и захватить в ней контроль. Именно это стало главной причиной беспрецедентного ухудшения отношений между ОАЭ и Турцией.
Во вторник на этой неделе Греция, которая считается «старым врагом» Турции, получила от Объединенных Арабских Эмиратов 11 тонн медицинской помощи. В пресс-релизе, опубликованном греческим правительством, говорится, что двусторонние отношения, которые «начались как экономическое сотрудничество, благодаря сформировавшемуся взаимному доверию, переросли в тесные связи». Это произошло, когда 19 февраля в Афинах состоялось заседание Форума стратегического сотрудничества Греции и ОАЭ, которому предшествовал визит греческого премьер-министра Кириякоса Мицотакиса в ОАЭ. Кроме того, в 2019 и 2020 годах ОАЭ и Греция провели совместные военные учения. В последнее время между военным командованием двух стран состоялся целый ряд встреч, которые, по мнению экспертов, имеют явную анти-турецкую направленность.
Объединенные Арабские Эмираты не скрывают свою поддержку Ливийской национальной армии в ее борьбе против правительства «братьев-мусульман» в Триполи, возглавляемого этническим турком Файезом аль-Сараджем, который пользуется всемерной поддержкой Эрдогана. Материальная помощь, оказанная ОАЭ, сыграла решающую роль в военных успехах Ливийской национальной армии против сил Правительства национального согласия аль-Сараджа. Эти действия Абу-Даби можно рассматривать как явную демонстрацию того, что ОАЭ готовы открыто бросить вызов амбициям Анкары по расширению своего влияния и власти во всем регионе.
На фоне укрепления отношений с Грецией и открытого противодействия Турции в Ливии, нынешнее сближение между ОАЭ и Сирией является очередным шагом в направлении формирования анти-турецкого блока, во главе которого Абу-Даби видит себя. В то время как Турция давно предпринимает меры по удушению стран, выступающих против расширения ее гегемонии в регионе, теперь, судя по всему, ОАЭ оказывают давление на Турцию и способствуют ее политической изоляции.
По мнению экспертов, высока вероятность того, что ОАЭ начнут предоставлять материальную помощь Сирии. Эта помощь, несомненно, будет играть решающую роль в успехах сирийских правительственных войск в их попытках вытеснить турецкие вооруженные силы и подконтрольные Анкаре группировки джихадистов с территории Сирии. Если осуществится этот неожиданный для Эрдогана сценарий, это еще более подорвет попытки Турции добиться доминирования в Сирии и превратиться в главную державу региона.
Читайте также
Последние новости