На днях суд в Анкаре приговорил к пожизненному заключению пятерых человек за убийство российского посла Андрея Карлова. В решении суда указано, что убийство дипломата было «провокацией, направленной на подрыв турецко-российских отношений».
Суд признал Салиха Йылмаза виновным в преступном приказе убить Карлова, отданном Мевлюту Мерту Алтынташу, и приговорил его к двум пожизненным срокам. Сахин Согут, которого признали «куратором убийцы», получил аналогичное наказание. Еще троих подсудимых приговорили к пожизненному заключению за участие в политическом убийстве.
10 декабря 2016 года посол России Андрей Карлов выступал перед аудиторией одного из мероприятий в турецкой столице, когда его застрелил из револьвера дежурный полицейский. Этот офицер оказался связан с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (FETO), ответственной за неудавшийся государственный переворот в Турции в том же году. Убийца был застрелен полицией после нападения.
Доктор Мехмет Перинчек, эксперт некоммерческой организации United World International, рассказал об убийстве и его предыстории. «Чтобы понять причины убийства Андрея Карлова, полезно кратко обобщить итоги процесса вплоть до 15 ноября 2015 года», – сказал он.
«15 ноября 2015 года Эрдоган и Путин провели встречу в Анталье по случаю саммита G-20. В ходе беседы Эрдоган сказал Путину, что турецкая армия начнет операцию на сирийской территории. Российский президент ответил что-то вроде «мы будем смотреть в другую сторону». Другими словами, Москва дала зеленый свет турецкой военной операции в соседнем государстве.
В сущности, это означало бы начало Астанинского процесса уже в 2015 году. Две страны договорились об интервенции в зоне так называемого курдского коридора, отвергнув позицию США, которые хотели создать такой коридор. Однако не прошло и десяти дней с момента подписания соглашения, как 24 ноября члены организации FETO сбили на сирийской границе российский бомбардировщик Су-24.
Как это могло произойти, что две страны, лидеры которых девять дней назад договорились о наступательной операции турецкой армии, вдруг оказались на грани войны между собой? Двусторонний консенсус, который мог бы изменить ход событий в регионе, был разрушен. Более того, отмена соглашения превратила Турцию и Россию в противоборствующие стороны очень серьезного геополитического конфликта».
Благодаря этой провокации Турция должна была оказаться в политической изоляции, а Россия — попасть в ловушку Вашингтона и принять участие в американском проекте «установления новой власти в Турции».
В то время представители Патриотической партии Турции посетили Москву и проинформировали обо всем российские власти, что привело к позитивному результату. Делегация описала план США по свержению действующей власти в Турции с помощью FETO, и российская точка зрения изменилась. В конечном итоге Москва заявила о возможности начать новые переговоры при условии принесения извинений со стороны Анкары.
Двусторонние отношения достигли полного восстановления, когда Турция сдержала свои обещания и даже отстранила Ахмета Давутоглу от должности премьер-министра страны. Соединенные Штаты ответили на это попыткой государственного переворота 15 июля 2016 года. Это произошло в Турции, однако существовала угроза всему региону. В результате успешного подавления этой попытки турецко-российские отношения вернулись на докризисный уровень и даже получили дополнительный импульс, а консенсус по Сирии, достигнутый в ноябре 2015 года, вновь был возрожден.
Перинчек утверждает, что сбитый российский самолет и убийство посла служили одной и той же цели. И обе эти попытки вбить клин между Москвой и Анкарой провалились.
«Хотя он и был саботирован кризисом из-за сбитого самолета, Астанинский процесс все же начался, пусть и с немалой задержкой. Обе страны нуждались друг в друге. Однако их противники на Западе не собирались сдаваться. Убийство посла Российской Федерации Андрея Карлова в Анкаре стало очередной попыткой сорвать региональное сотрудничество, развивающееся вне американской инициативы. Однако реакция обеих стран на это трагическое событие была взвешенной и хладнокровной, так что заговор не удался.
В этом аспекте убийство Карлова и инцидент со сбитым российским самолетом были направлены не только против России. Обе провокации являлись также атаками против Турции и ее суверенитета. Анкара и Москва должны быть информированы о подобных провокационных демаршах Запада, чтобы вовремя устранять обстоятельства, которые создают основу для этих провокаций», – заключил Перинчек.
Со своей стороны Москва ожидает, что Турция поделится информацией о тех, кто инспирировал и организовал убийство посла России. Об этом сказано в заявлении Министерства иностранных дел РФ по итогам оглашенного на днях вердикта турецкого суда.
«Мы рассчитываем на то, что российские и турецкие следственные органы будут продолжать тесное сотрудничество, и Анкара будет оперативно представлять исчерпывающую информацию о результатах и выводах суда в отношении зачинщиков и организаторов этого террористического акта», – гласит документ.
МИД России также заявил, что внимательно следил за ходом судебного процесса. «Отрадно, что правоохранительная и судебная системы Турции наконец вынесли свое заключение по этому трагическому инциденту, оставившему глубокий след в истории современных российско-турецких отношений», – говорится дальше в заявлении. – Мы высоко ценим решительное осуждение турецкими судебными органами этого террористического акта, унесшего жизнь выдающегося российского дипломата. Развитие двусторонних связей в последние годы дает повод предполагать, что они выдержали это беспрецедентное испытание».
Как и прежде Москва исходит из понимания того, что «значительную долю ответственности за это преступление несут определенные политические круги, которые накануне убийства искусственно нагнетали в СМИ и социальных сетях неблагоприятную атмосферу вокруг российских действий в Сирии».
Читайте также
Последние новости