Давайте вернемся к ацтекам, майа и сапотекам, южноамериканским народам, которые строили огромные города из пирамид и дворцов, украшенных сложными и утонченными архитектурными и декоративными узорами. Простиравшийся вдоль всей территории нынешней Мексики, этот мир был полностью изолирован от западной цивилизации вплоть до рокового дня прибытия испанских конкистадоров в конце пятнадцатого столетия. «Мезоамерика», извивающаяся полоса суши между Северной и Южной Америкой, была во времена прибытия Христофора Колумба разнообразным и бурно развивающимся культурным центром.
Ее центральная часть (то, что сегодня является Мексикой), была особенно плодородной и цветущей. Она давала все необходимое для жизни ацтеков на западе, майя на полуострове Юкатан на севере и сапотеков на юге. Три сообщества представляли собой свободную конфедерацию городов-государств, чье могущество и влияние друг на друга приходили и уходили, усиливались и ослабевали на протяжении многих веков.
Руины, которые от них остались, инкрустированы декоративными и религиозными резными украшениями: иконами, иероглифами и сложными геометрическими орнаментами. Эти сообщества, которые часто называют «доколумбовыми» (явно колониалистская характеристика), имели развитое сельское хозяйство, отличались воинственностью и использовали конечный календарь, в котором был предсказан конец света.
В тридцатые годы прошлого века Фрида Кало познакомилась со здоровой и приземленной культурой сапотеков и ацтеков, которые жили в гармонии с природой. Сапотеки обрабатывали и продавали раковины, губки, золото, янтарь, соль, перья, меха, хлопок, специи, мед, какао и другие природные материалы, которые изобиловали в окружающей среде. Они были самыми искусными ювелирами в регионе, организованным сообществом, выражавшим себя через самобытное искусство и украшения, от одежды до архитектуры. Стили древних артефактов выдержали испытание временем и были перенесены в другие сферы, такие как ткани и покрой одежды. Прямые блузы свободного кроя с характерными вставками, которые так обожала Фрида, являются хорошими примерами этого стиля.
На юге Мексики, там где сейчас находится штат Оахака, сохранились древние традиции ткачества. В частности, отдельные семейные династии ткачей постоянно используют в своих изделиях древние символы и узоры. Каждая из этих семей создает свои уникальные комбинации цветов и орнаментов, и хотя некоторые элементы формы и узора могут повторяться, благодаря использованию уникальной комбинации элементов продукция каждой семьи отличается от других. И эти символы не выдуманы, а являются продолжением культуры сапотеков, несут древние духовные смыслы, выражают почтение природе и богам.
Их столица, Теуантепек, знаменита самобытным стилем женских нарядов: традиционные широкие юбки до пола, искусно расшитые блузы ручной работы, богато украшенные цветами прически. Это наглядное напоминание того, что в этом регионе женщины теуана по-прежнему занимают главенствующие позиции в исторически матриархальном обществе, где они традиционно обладали особыми правами в области торговли и доминировали на местных рынках.
Кстати, до семидесятых годов существовал полный запрет на появление мужчин на рынках, но это правило с тех пор перестало действовать так жестко. И все же по сей день мужчины составляют не более пяти процентов от общего числа торговцев на рынке, поскольку они традиционно работали в поле, а женщинам доставались остальные проблемы, как внутри дома, так и вне его. Деловая хватка женщин Теуанпека широко превозносилась в литературных произведениях XIX века, что, должно быть, нравилось эмансипированной Фриде Кало почти столь же сильно, как и их эстетика.
Однако, особое значение для Фриды имел тот факт, что сапотеки были либеральным обществом даже по современным стандартам. С самых ранних доиспанских времен до сегодняшнего дня в Оахаке признают и вполне терпимо относятся к наличию трех полов: женского, мужского и двойственного, мукси. Этот уникальный термин в языке сапотеков описывает человека, который родился мужчиной, но одевается и ведет себя как женщина. Мукси не считаются гомосексуалистами, а воспринимаются как отдельный третий пол, не испытывая давления, с которым часто сталкиваются трансгендеры в западных странах.
Антрополог Беверли Чиньяс объясняет, что в культуре сапотеков «идея выбора пола или сексуальной ориентации является столь же нелепой, как предположение, что человек может выбрать себе цвет кожи».
Собственные взгляды Фриды Кало на вопросы гендерной идентичности и ее поведение в личной жизни также вполне вписывались в эту традицию. Как и древние сапотеки, она придерживалась концепции «гендерной подвижности», сама чувствовала себя одновременно и женщиной и мужчиной, что подтверждала неизменная тень усов, всегда сопровождавшая линию сросшихся бровей на ее картинах. Множество раз ее фотографировали в образе молодой женщины в мужском костюме с зачесанными назад волосами и дымящейся сигарой.
В искусстве и культуре сапотеков Фрида Кало нашла идеальный резервуар для личного и национального самовыражения. Без сомнения, она была очарована древними традициями ткачества, унаследованными от матери, метиски из Теуанпека, в которых каждый узор рассказывает историю ткачихи. Фрида сочетала современные платья с блузами майя и часто рисовала себя в церемониальных головных уборах. Она носила колониальные серебряные браслеты с местными бусами и ожерельями, накидывала на плечи шарфы «ребозо», впервые завезенные испанцами во времена Колумба, а затем переработанные ацтеками с использованием традиционных красителей и вышивки. Это было данью уважения Фриды к женщинам до- и постколониальной эпохи а также намеком на свободомыслие и проявлением ее собственного разнообразного социально-политического бэкграунда.
На протяжении всей своей жизни она использовала эту оригинальную эстетику, режиссируя свой персональный образ и искусство а также компенсируя изуродованное больное тело элегантными аксессуарами.
Фрида – архетипическая женщина, антропоморфное существо, имеющее равное отношение ко всем полам, символ женского страдания, как социального, так и физического. В той мере, в какой она сама и ее культовые произведения дают нам возможность находить надежду среди отчаяния, художественное наследие Кало способно создать плодотворный ландшафт для запоздалого повествования, которое описывает и прославляет богатую культуру коренных народов Мезоамерики, вдохновлявшую нашу сложную героиню.
Читайте также
Последние новости