Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в понедельник принимал своих российского и иранского коллег, Владимира Путина и Хасана Рухани, на пятом подобном трехстороннем саммите с тех пор, как три года назад появился астанинский формат переговоров по сирийскому урегулированию.
Встреча в Анкаре была широко разрекламирована как возможность сосредоточиться на Идлибе, последнем бастионе повстанцев, где наступление сирийских правительственных войск при поддержке российской боевой авиации привело к гибели сотен мирных жителей и создало для Турции угрозу новой волны беженцев.
Выступая на пресс-конференции после целого дня переговоров, три лидера объявили о создании конституционного комитета, который будет включать представителей правительства, оппозиции и гражданского общества. Его цель — разработка новой сирийской конституции в качестве первого шага в направлении политического урегулирования многолетнего конфликта.
Эрдоган, который на протяжении нескольких лет поддерживал различные оппозиционные группировки в Сирии, в то время как Иран и Россия выступали на стороне президента Башара аль-Асада, заявил, что дальнейшие инициативы будут обнародованы «в ближайшие дни».
Почетный профессор стамбульского университета Сабанчи Ахмет Эвин убежден, что создание этого комитета выгодно аль-Асаду. «Очевидно, что его сторонники будут иметь большинство в соотношении два к одному, а написание новой конституции, в сущности, означает демократизацию режима и его легитимацию на международной арене, – сказал он. – Я думаю, что Москва близка к своей цели, и это победа для Путина и аль-Асада.
Лондонский военный аналитик Камаль Алам, специализирующийся на Сирии и Турции, заявил, что создание конституционного комитета фактически «ничего не меняет на местах».
«Среди трех этих стран безусловным и очевидным победителем является Россия. Иран на данный момент превратился в страну-изгоя, а Турция застряла между Европой, Америкой и Россией, – сказал Алам. – В тройственном альянсе главенствующее положение занимает Москва, а это значит, что сирийское правительство и Башар аль-Асад находятся в привилегированном положении».
Яхья аль-Ариди, официальный представитель Высшего комитета по переговорам, наиболее представительного блока политической оппозиции, заявил, что все стороны, вовлеченные в многолетний сирийский конфликт, рассматривают конституционный комитет как «ворота, через которые можно выйти на дорогу к политическому решению».
Недавно Анкара, невзирая на яростное сопротивление и прямые угрозы со стороны США, приобрела российскую систему противовоздушной обороны С-400. «От Вашингтона не следует ждать какой-либо решительной реакции на это событие, потому что если раньше у Америки была плохая ближневосточная политика, то сейчас у нее нет вообще никакой ближневосточной политики», – сказал Эвин.
Лидеры трех стран также предположили, что переговоры в Астане могут теперь быть использованы в качестве образца для урегулирования других конфликтов в регионе, таких как, например, йеменский.
«Это дает Москве возможность утвердить себя в качестве влиятельной державы и ключевого посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, где Соединенные Штаты потерпели неудачу», – добавил профессор Эвин.
Читайте также
Последние новости