Около 20 лет назад газета The Atlantic опубликовала статью Джеффри Тейлора под названием «С Россией покончено», которая была снабжена подзаголовком «Неудержимое падение некогда великой державы в социальную катастрофу и стратегическую отсталость». Не слишком успешное предсказание, не так ли? Но автор делал то, что было модно в то время – он описывал события девяностых годов в России и экстраполировал тенденцию распада в будущее. Его ошибкой было предположение о сохранении этой тенденции. А еще одной ошибкой было то, что он считал Россию чем-то вроде Заира, только с вечной мерзлотой.
Любопытно, что получится, если применить его метод к нынешней Америке и принять простую прямолинейную проекцию, основанную на соответствующем видении американской истории. И дело не в том, что я считаю, будто Америке на самом деле пришел конец – ведь, в конце концов, как заметил еще Адам Смит, Америка видела немало трудных времен. Просто я хотел бы проиллюстрировать опасное положение, в котором страна находится сегодня. Как и в России, в США могут появиться силы, которые развернут вспять «неудержимое падение в пропасть». Но прямолинейная экстраполяция американской ситуации по состоянию на осень 2020 года действительно указывает на «неудержимое сползание в социальную катастрофу и стратегическую отсталость».
По моему мнению, главной ошибкой Тейлора было его исходное представление о России, как о жестокой, неэффективной и отсталой диктатуре. Враждебность, которую русские испытывают к своему правительству, коренится не в каком-то врожденном отсутствии гражданского долга, а в том терроре, насилии и обмане, которыми со времен позднего средневековья характеризовалось отношение к ним их правителей.
Московские цари, и прежде всего Иван Грозный, уничтожали все институты, которые могли потенциально соперничать с их властью, превращая дворянство в слуг, порабощая крестьянство и используя православие в качестве официальной идеологии, поскольку православие провозглашало царя наместником Бога на земле. Россия, изолированная и охваченная мессианским чувством собственного превосходства над Западом, страдала от хищничества правителей, стремившихся построить сильное государство.
В полном соответствии с абсолютистскими традициями, Иосиф Сталин пошел по стопам Ивана Грозного и Петра Великого. Он приступил к укреплению государства, приняв программы индустриализации и коллективизации. Сталин использовал рабский труд большой части своего народа, чтобы построить промышленность, добывать полезные ископаемые и собирать урожай.
От страны с таким прошлым можно было ожидать лишь продолжения движения по той же траектории.
Однако, если такой же подход применить к Америке в прошлые века, получается не менее безрадостная картина. Страна, основанная на рабском труде, истреблении коренных народов, эксплуатации бедных богатыми под прикрытием привлекательной, но лживой идеологии, хищническом поведении в отношении соседей, подкрепленном беспощадным кровопролитием и войной везде, где нельзя было добиться своего иначе.
Чего же можно было ожидать от такой страны?
Но ведь мы знаем, что Америка – это не просто жестокая и дисфункциональная плутократия, у нее тоже есть свои духовные ценности. И поскольку будущее России оказалось намного лучше, чем предсказывал Тейлор, давайте надеяться, что будущее Америки тоже будет лучшим. А пока возьмем тезисы Тейлора о России, применим их к Америке и спроецируем будущее на основе исходного допущения о прямолинейности.
Олигархи добились своего видного положения не за счет строительства железных дорог или промышленных предприятий, а за счет использования для собственной выгоды устаревших систем ценообразования, дезорганизованной правовой системы и, самое главное, за счет старых связей в органах власти, оставшихся от советских времен.
Три самых богатых человека в сегодняшней Америке, владеющие, как пишут в СМИ, таким же богатством, как половина населения страны, не приобрели свой капитал с помощью железных дорог или заводов. Один из них управляет империей почтовых заказов, другой – компанией, создающей компьютерные программы, а третий – просто спекулянт. Общий капитал фигурантов списка Forbes 400 составляет более двух третьих богатства всей страны, и пандемия Covid-19 сделала их еще богаче, в то время как безработица стремительно растет, и миллионы людей разоряются. Неудивительно, что, как показало исследование 2014 года, эти плутократы доминируют в так называемом демократическом сообществе. Когда большинство граждан не согласны с экономическими элитами и организованными структурами, они обычно проигрывают. Трудно представить, эта тенденция прекратится сама собой.
Когда русские говорят о своих политиках, они часто употребляют такие слова как «воры», «бандиты» и «мошенники». Недавний социологический опрос центра Pew Research об отношении американцев к своему правительству, показывает аналогичное отвращение.
Большинство опрошенных говорят, что в стране плохая обстановка, когда речь заходит об открытости и прозрачности правительства (69 процентов считают, что это не лучшим образом характеризует страну). Более 72 процентов не считают, что тон политических дебатов является достаточно уважительным, а его участники соглашаются с фактами, даже если это не выгодно им с политической точки зрения. Около 73 процентов респондентов не согласны с утверждением, что выборные должностные лица несут серьезную ответственность за свои неправомерные действия, и такое же количество не верит в то, что спонсирование предвыборных кампаний не приводит к большему политическому влиянию.
Одним из наиболее впечатляющих феноменов, связанных с распадом Советского Союза, было превращение России из военной сверхдержавы №2 в страну, чья армия могла быть нейтрализована бандами боевиков, сражающихся едва ли не исключительно легким стрелковым оружием.
Нет нужды вдаваться здесь в подробности относительно Америки – два десятилетия Афганистана говорят сами за себя.
Путину следовало бы помнить о том, что высокий уровень военных расходов способствовал приближению заката Советского Союза.
Есть ли нужда говорить о беспрецедентно высоких и постоянно растущих расходах Америке в последние годы?
На протяжении последнего десятилетия население России сокращалось почти на миллион человек в год из-за резкого падения рождаемости и роста числа смертей от алкоголизма и насилия. Прогнозы поразительно мрачны: к середине нынешнего столетия страна может потерять треть своего населения, которое сейчас составляет 146 миллионов. И это без учета новых бедствий, таких как туберкулез и ВИЧ, которые с 1998 года распространяются в геометрической прогрессии.
Рождаемость в Америке сейчас также падает, а смертность от передозировки опиоидов и самоубийств стремительно растет.
Итак, беря один за другим тезисы Тейлора и сравнивая Россию с Америкой сегодня, легко убедиться, что Россия в 2020 году не выглядит так уж плохо.
И мы здесь далеко не так негативно отзываемся о будущем Америки, как могли бы. Учитывая разговоры о непризнании проигравшей стороной результатов ноябрьских выборов, насколько мы близки к гражданской войне? Существует ли на самом деле вероятность государственного переворота. Об этом, разумеется, сегодня говорят многие. Сейчас в Америке уже наблюдается беспрецедентно высокий уровень уличного насилия, а насколько он может вырасти в подобном случае? Каковы будут окончательные последствия пандемии коронавируса? Можно с уверенностью утверждать, что это будет не повышение уверенности в американском духе решительности и компетентности.
Сколько людей, потерявших работу из-за Covid, когда-нибудь снова ее найдут? Насколько может вырасти дефицит федерального бюджета, прежде чем весь этот пузырь лопнет? Смогут ли Соединенные Штаты когда-нибудь вернуть себе доминирующее положение в производственной сфере? Что происходит с «американской мечтой», когда большинство населения становится все беднее, в то время как горстка миллиардеров становится уже просто неприлично богатой? Исследование аналитического центра Rand подтверждает, что речь идет о многих триллионах долларов.
Тейлор был глубоко неправ в своей оценке Путина, впрочем, как и многие другие, кто не видел ничего, кроме КГБ.
Путин Грозный… Путин гарантировал безопасность Ельцину и семье после их ухода от власти… Путину нужны были уступчивые и обожающие СМИ, чтобы обеспечить абсолютистское правление…Путин поддержал восстановление государственного гимна времен Сталина, лишь слегка подправленного… Путин выдвинул планы, которые ведут лишь к ухудшению и без того тяжелой участи страны.
Но путинская команда изменила траекторию, а Тейлор не мог этого заметить, поскольку стереотип «Заира с вечной мерзлотой» заблокировал его сознание. Неужели он ожидает, что тандем Байден/Харрис изменит ситуацию в Америке? (Похоже, что он не слишком высокого мнения о Трампе).
И как это произошло, что сбылось предсказание – Америка привела своих чудовищ домой?
Россия же, напротив, является сегодня образцом стабильности, эффективности и процветания. И у нее гораздо больше надежд на лучшее будущее.
Читайте также
Последние новости