Тема мониторинга окружающей среды очень бурно обсуждалась на заседании Госсобрания — Курултая РБ, проходившем 21 декабря.
Начало обсуждению положил глава республики Рустэм Хамитов. Он, выступая с докладом об итогах года, обратил внимание присутствующих на то, что в Год экологии построены и запущены новые биологические очистные сооружения на предприятии «Уфанефтехим». Это самые современные и крупные очистные сооружения в России. На их строительство «Башнефть» направила 12 миллиардов рублей.
Подробный отчет по Году экологии подготовил министр природопользования и экологии РБ Илдар Хадыев. Депутаты выслушали доклад, а потом буквально забросали выступающего наболевшими вопросами.
Ильдар Исангулов спросил про радиационное облако — действительно ли оно было, и если да, то какие меры принимались. И кто будет отвечать, если через год — период полураспада рутения — произойдёт вспышка заболеваемости или увеличится смертность.
— Полномочия государственного мониторинга принадлежат государственной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, — ответил Илдар Хадыев. — А министерство ведёт учёт предприятий, в которых есть радиоактивные изотопы. Этих предприятий в республике 66, среди них нет предприятий с рутением, и большинство предприятий относится к третьему, четвертому, пятому классу опасности. К первому классу относятся всего четыре из них, это медицинские учреждения, которые связаны с лечением онкологических больных.
Подробнее по рутению отвечала начальник Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Вилора Горохольская:
— Превышение по рутению было 26-27 сентября, значения показателей некритичные, неопасные для здоровья наших сограждан. Дальнейшие наблюдения показывают значения, сопоставимые со средними значениями за все прошедшие годы. Что касается облака. Поскольку оно радиоактивное, то ни увидеть его, ни почувствовать мы не можем. Дальнейшие прогнозы мы тоже давать не в состоянии. Мы проводим наблюдения на трёх пунктах: Уфа (Дёма), Янаул, Стерлитамак. Ежедневно наблюдения собираются, два раза в месяц присылаются в Уральское управление Росгидромета. Это связано с тем, что наше управление не имеет своей радиологической лаборатории, поскольку это дело затратное и не входит в госзадание, которое финансируется из бюджета. В госзадание Уральского управления это тоже не входит, но оно делало анализы в связи с обнаружением облака.
Назвать причины произошедшего Вилора Горохольская не смогла, предположила, что, вероятно, это выбросы предприятий, находящихся в Челябинской области. На вопрос спикера Госсобрания Константина Толкачёва — в чью компетенцию входит исследование этого вопроса, она ответила, что, скорее всего, это «Росатом». А на вопрос — надо ли пугаться случившегося, сказала, что пугаться не надо, ничего страшного не произошло.
Депутат Загир Хакимов задал вопрос о полигонах твёрдых коммунальных отходах.
— Крупнейшими промышленными центрами Башкирии являются Уфа и Стерлитамак. И соответственно, в этих двух городах мы имеем наибольшее количество твёрдых бытовых отходов. И от населения поступает много жалоб на работу полигонов. На прошлой неделе были проблемы с полигоном в Черкассах. Там не работало мусоросортировочное предприятие, и отходы складывали без сортировки. Есть ли какие-то пути решения проблем свалок в Уфе и Стерлитамаке?
— Эта сфера передана на региональный уровень совсем недавно. До этого каждый муниципалитет реализовывал свой проект. Мусорные полигоны, с одной стороны — это проблема, а с другой — самые сильные игроки в этой сфере сосредоточены именно в крупных городах. Предприниматели, занимающиеся переработкой мусора, есть в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Им нужно объединиться, договориться и заниматься югом Башкирии. Уфа и север республики — тоже огромное поле деятельности, и желающих заниматься этой деятельностью много. Сейчас идёт отбор операторов в этой отрасли и выстраивание логистики. Скорее всего, будет отраслевое разделение труда — кто-то перевозит, кто-то сортирует, кто-то перерабатывает.
Докладывая о работе, министр сказал, что в республике строится сеть автоматизированных станций контроля за состоянием атмосферного воздуха. И у депутатов возник вопрос о её нужности.
— Это уже третья волна строительства подобной сети. Первая была в конце 80-х годов, потребовала больших затрат, но ничем серьезным не закончилась. Была приобретена передвижная станция контроля для «Салаватнефтеоргсинтеза», которая простояла лет десять и почти не применялась. В 90-е годы была Единая государственная система экологического мониторинга. За государственные деньги была создана система с обменом данными в Салавате, Стерлитамаке и в Уфе. Теперь снова хотят строить. Но куда делась предыдущая сеть? И очень важно то, что эти системы дорогостоящие — на строительство деньги находятся, а на эксплуатацию — нет. К тому же, ни разу не был выявлен источник загрязнения. Для выявления источников эти системы не годятся, только для фонового мониторинга. Может быть, лучше потратить деньги на контроль источников выбросов?
— Речь не идет о новой сети, работа продолжается, потому что она не была в те годы закончена, — ответил министр. — Источников загрязнения много, датчики стоят только на источниках загрязнения первой категории, а нам важен мониторинг всего воздуха, ситуация должна быть под контролем в жилой зоне. Автоматизированные станции позволяют сделать более глубокий анализ загрязнений воздуха. Станции Башгидромета определяют, что было вчера и позавчера, а наши станции показывают ситуацию практически в режиме реального времени, обновление происходит каждые три минуты. Можно сразу обнаружить, если что-то не так и среагировать. Всего будет 18 автоматизированных станций контроля за состоянием атмосферного воздуха.
Читайте также
Последние новости