Недельная блокировка Суэцкого канала, на который приходится 12 процентов мировой торговли товарами, привлекла повышенное внимание к очевидному и гораздо более короткому альтернативному маршруту, который глобальное потепление делает все более привлекательным.
Арктический ледяной покров продолжает отступать очень быстрыми темпами. В настоящее время его площадь ниже рекордного минимума 2012 года. Впрочем, то, что плохо для белых медведей, хорошо для мировой торговли.
Между тем, несмотря на проблемы, связанные с низким уровнем диверсификации экономики, в России, которую иногда называют «бензоколонкой, не способной производить товары с высокой добавленной стоимостью», полным ходом идет строительство атомных ледоколов, призванных сделать Северный морской путь судоходным в течение большей части года.
К классу ЛК-60Я принадлежат три корабля – «Арктика», «Сибирь» и « Урал». Первый из них был введен в эксплуатацию в 2020 году, а остальные два вступят в строй соответственно в нынешнем и 2022 годах. В конечном итоге таких судов будет пять. Эти ледоколы водоизмещением 33450 тонн оснащены реакторами «РИТМ-200», генерирующими 60 МВт тяговой мощности, благодаря которым они способны развивать скорость 22 узла по чистой воде и прокладывать путь во льдах толщиной до 2,6 метра (аналогичный показатель советских ледоколов класса «Арктика» составлял 2,2 метра).
Существуют планы по созданию серии еще более мощных ледоколов класса ЛК-120Я («Лидер»), которые будут обладать тяговой мощностью 120 МВт и двигаться со скоростью 24 узла по чистой воде и 10-12 узлов во льдах толщиной 2 метра. Они будут способны пересекать любую часть Северного Ледовитого океана круглый год.
Впрочем, еще до этого арктическое судоходство бурно развивалось. Порты вдоль Северного морского пути увеличили грузооборот в четыре раза с 26,4 миллиона тонн в 2003 году до 104,8 миллиона тонн в 2019 году. В прошлом году этот показатель снизился из-за пандемии коронавируса до 96 миллионов тонн. Сейчас они ежегодно обрабатывают столько же грузов, сколько все порты Балтики, которые уже более десяти лет находятся в стагнации.
Грузовые маршруты Северного морского пути начали работать еще в тридцатые годы прошлого века и достигли пика грузоперевозок на уровне 6,6 миллиона тонн в 1987 году, а затем объем упал до 1,5 миллиона тонн в девяностые годы. Однако в последние десять лет началось быстрое восстановление, и к 2014 году объем перевозок составил 4 миллиона тонн, в 2017 году — 10 миллионов тонн, в 2018 — 20 миллионов тонн, в 2019 году – 30 миллионов тонн и в 2020 году — 31,5 миллиона тонн.
То есть речь идет о пятикратном увеличении по сравнению с максимальными показателями советских времен, и, в отличие от советской эпохи, это происходит в условиях рыночной экономики (то есть мы знаем, что перевозки являются рентабельными). Путин поставил цель увеличить объем перевозок до 80 миллионов тонн к 2025 году и до 120 миллионов тонн к 2030 году.
Однако самое поразительное увеличение объемов перевозки зафиксировано на транзитных маршрутах через Северный морской путь, то есть полных переходах из Европы в Южную Азию. Хотя абсолютные показатели этих объемов остаются низкими, темпы роста просто астрономические, хотя и с резкими колебаниями от года к году.
Подобные перевозки начались еще в советскую эпоху, однако объемы были в то время совсем небольшими – не более пары десятков судов за год, перевозивших около 200 тысяч тонн грузов. Между тем, после фальстарта в начале 2010-х годов, в 2020 году по этому маршруту прошли 62 судна, которые перевезли 1,28 миллиона тонн грузов.
Хотя этот объем лишь незначительно превышает 0,1 процента от объема грузоперевозок через Суэцкий канал, учитывая гораздо меньшую протяженность (на 35 процентов или 5000 километров короче) и полное отсутствие проблем с заторами, это явно гораздо более предпочтительный вариант, если будет решена проблема морских льдов. Именно этому способствуют глобальное потепление и новые поколения ледоколов.
Таким образом альтернативная точка зрения состоит в том, что здесь имеется колоссальный потенциал роста. Нет никаких причин, которые исключают вероятность того, что уже в обозримом будущем объем грузоперевозок по Северному морскому пути многократно возрастет, догонит или даже превысит аналогичный показатель южного маршрута через Суэцкий и Малаккский проливы.
Прекращение в 2014 году суперцикла на рынке природных ресурсов помешало реализации радужных прогнозов. Тем не менее, похоже, ситуация возвращается в нужное русло. Во всяком случае, сбылся прогноз губернатора Мурманской области Дмитриенко, который говорил о десятикратном увеличении грузоперевозок по СМП к 2020 году. Он даже оказался излишне пессимистичным – прогноз предполагал 19 миллионов тонн, а реальный показатель составил 31,5 миллиона тонн.
Читайте также
Последние новости