Одна из причин распада Советского Союза заключалась в том, что он потерпел экономический крах, пытаясь идти в ногу с Соединенными Штатами в гонке вооружений холодной войны. Сегодня Россия приступает к амбициозной программе военной модернизации. Возможно ли такое, чтобы Москва снова разорилась?
Похоже, такой сценарий крайне маловероятен. «По идее, вооруженные силы России к 2027 году должны быть оснащены гораздо лучше, чем сегодня», – пишут авторы нового исследования британского аналитического центра Chatham House, в котором говорится, что Москва планирует значительно укрепить свой военный потенциал.
В исследовании британских экспертов анализируется Государственная программа вооружений на 2018–2027 годы (ГПВ-2027). Она сменит нынешнюю программу военных закупок ГПВ-2020, которая завершится через два года.
ГПВ-2027 будет стоить 19 триллионов рублей, или около 300 миллиардов долларов, что является незначительной суммой для страны, которая по уровню ВВП следует сразу после Канады (военные расходы США только в 2017 году составили 524 миллиарда долларов). Однако, такие расходы по силам сегодняшней России.
«Даже если в следующем десятилетии российская экономика будет расти со скромным средним темпом в 2 процента, и даже если бремя расходов на оборону будет сокращено до исторического постсоветского среднего уровня в 4 процента от ВВП, власти должны были бы выделить на программу вооружений как минимум 19 триллионов рублей», – заключают эксперты Chatham House.
Эти 19 триллионов, предназначенные для осуществления программы ГПВ-2027, на самом деле представляют собой меньшую сумму, чем может показаться. Предыдущая программа ГПВ-2020 была профинансирована на сумму 20,7 триллионов рублей, что эквивалентно примерно 700 миллиардам долларов по курсу 2011 года, до обвала российского рубля. Если принять во внимание инфляцию, объем ГПВ-2027выглядит еще более скромно.
Предыдущий план военных закупок позволил Москве добиться определенных успехов в модернизации вооружений советской эпохи, в том числе истребителей Су-34, танков Т-72 и Т-90. Однако, российская военная индустрия, все еще не пришедшая в себя после «голодных лет», какими были девяностые в плане военных расходов, оказалась не особенно успешна в разработке новых образцов, таких как истребители Су-57, подводных лодок проекта 677 (класс «Лада») и фрегатов проекта 22350 (класс «Адмирал Горшков»).
Новый план оборонных расходов должен быть более эффективным. «Сформирован новый фонд капиталовложений, более высокая заработная плата привлекла молодых и высококвалифицированных рабочих, а производственные линии были реорганизованы с целью перехода к серийному производству, впервые в постсоветскую эпоху, – говорится в исследовании. – Это является хорошим предзнаменованием для ГПВ-2027, потому что некоторые из первоначальных проблем, с которыми Россия столкнулась при разработке и внедрении систем вооружений в рамках предыдущей программы, по всей вероятности, будут преодолены к 2020 году. В результате, оборонная промышленность перейдет к выполнению новой программы в гораздо лучшем состоянии, по сравнению с тем, в котором она находилась на старте ГПВ-2020».
Однако, какое оружие будет закупаться в рамках новой программы? Аналитики Chatham House предполагают, что в ней будут выделены приоритеты. «Можно ожидать, что акцент будет сделан на системах, повышающих мобильность войск и их готовность к переброске, особенно касательно десантных войск и сил спецназначения, а также на системах, способствующих улучшению логистики и интеграции различных родов войск. Программа ГПВ-2027, вероятно, будет уделять приоритетное внимание укреплению систем оперативного управления, включая, в частности, средства разведки, наблюдения и рекогносцировки, с целью обеспечения технических возможностей, связанных с ведением современной сетецентрической войны».
Наземным и воздушно-десантным войскам, вероятно, достанется большая доля «пирога», в то время как бюджетные ассигнования на развитие военно-морского флота снизятся.
Но особенно примечательно, что ГПВ-2027 может вбить последний гвоздь в гроб советской концепции войны. «Закупки, вероятно, отражают процесс, который можно было бы назвать переходом от логики массового производства советской эпохи в сторону акцента на «приоритет качества перед количеством» для определенных систем (например, ракет «Искандер» или танков Т-90). Это сдвиг, который происходит в российских вооруженных силах уже с 2010-х годов. В результате, можно ожидать, что в новой программе будет доминировать закупка более качественных, обновленных и модернизированных систем. Также ходят слухи, что особый акцент будет сделан на стандартизации и оптимизации существующих систем».
Российским военным еще предстоит преодолеть несколько препятствий. Многие устаревшие советские системы должны быть модернизированы или заменены, а это означает, что российский оборонно-промышленный комплекс вынужден одновременно поддерживать работоспособность оборудования времен холодной войны и разрабатывать новую производственную базу, соответствующую требованиям XXI века. Российская индустрия будет уделять особое внимание удовлетворению военных потребностей, но она не способна расширить границы возможного. «В результате можно ожидать продвижения к современным, но не по-настоящему передовым, стандартам», – предсказывают эксперты Chatham House.
Несмотря на постоянные похвальбы Путина по поводу передовых российских вооружений, таких как ядерные супер-торпеды и гиперзвуковые ракеты, Государственная программа вооружений на 2018–2027 годы предусматривает достижение гораздо более скромных целей. «В то время как Россия, скорее всего, будет чувствовать большую уверенность в своей способности защитить собственную территорию, отстаивать свои интересы вблизи границ и развертывать относительно небольшие силы за рубежом, она будет по-прежнему оставаться абсолютно неспособной успешно вести войну против более многочисленных и лучше оснащенных противников».
Читайте также
Последние новости