Выход из кризиса, рост ВВП и преодоленная рецессия, о чем в последнее время постоянно говорят власть имущие в России, никак не отражаются на жизни населения страны. К такому выводу пришли исследователи РАНХиГС.Три года назад Россия совершила полное погружение в экономический кризис. С того момента большая часть соцопросов отмечала, что граждане перешли на режим жесткой экономии: на еде, на бытовых товарах, на одежде, отдыхе и прочих благах. В 2017 году, согласно «Мониторингу экономической ситуации в России», который подготовили исследователи РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ, ситуация для населения по-прежнему критическая. Собственное производство продуктов питания стало для граждан страны практически единственной возможностью улучшить свое финансовое положение. «Таким образом, в поведении граждан преобладают в основном архаичные формы улучшения своего материального положения, распространенные еще в ходе кризиса «выживания» в 1990-х годах, а не активные инновационные практики», — следует из доклада.
В попытках «выжить» в период якобы долгожданного выхода из кризиса люди кардинально меняют свои приоритеты. К примеру, если в прошлом молодежь придерживалась тенденции как можно скорее выпорхнуть из родительского гнезда, в настоящем юноши и девушки предпочитают как можно дольше оставаться детьми, чтобы кормиться и жить за счет «предков». Еще одно подтверждение тому, что кризисное время для россиян не пройдено: молодые люди, которые в «тучные» годы покинули отчий дом и обзавелись потомством, возвращаются к своим родным, дабы меньше платить за жилплощадь и пропитание. Молодежь, как это ни страшно звучит, рассчитывает не на свои силы, а на пенсии своих дедов и родителей, которые являются чуть ли не единственным стабильным доходом в период, когда трудоспособному населению задерживают выплаты заработной платы или же вовсе увольняют.
Но и с пенсиями у нас все далеко не благополучно. Сокращение их реального размера с октября 2014 года по апрель 2017-го составило 6,9%, и это с учетом январской единовременной выплаты всем пенсионерам по 5 тыс. рублей, отметили в своем исследовании специалисты НИУ ВШЭ. За кризисные годы реальные доходы всего населения, по оценке экспертов, рухнули почти на 20%. «Май 2017 года, по сути, стал 31-м месяцем сокращения реальных доходов россиян и по сравнению с октябрем 2014 года последним периодом устойчивого роста реальных доходов — падение за прошедшее время составило 19,2%», — следует из мониторинга ВШЭ.
Все это происходит на фоне непрекращающегося потока оптимистичных высказываний министров и депутатов о том, что худшее уже позади и кризис для России этап пройденный.
Использование населением тех практик, о которых говорят исследователи, можно назвать архаикой, убеждена директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. «Это явное отступление назад. В 1990-х годах такой стратегии «выживания» придерживались, что называется, чтобы с голоду не погибнуть, — подметила она. — В настоящее время мы думали, что переходим в постиндустриальное общество, но мы ошиблись».
По словам Малевой, это «страна выходит из кризиса, а люди возвращаются на грядки», что говорит о полном диссонансе. «Экономический и социальный мониторинг подтверждает то, что роста экономики нет, либо он очень незначительный. Речи о том, что мы восстановились, идти не может. Люди уже не надеются на какой-то рост. На деле же мы отброшены на 20 лет назад», — подытожила она.
Читайте также
Последние новости