Наконец-то появились свидетельства тому, что кризис отступает, — не только в речах власть имущих с высоких трибун, но и в потребительском поведении обычных россиян.Как вытекает из исследования «Евробарометр России», проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС, еще в 2015 году почти половина россиян (48%) откладывали средства на черный день. Однако к концу июня текущего года сбережения остались лишь у 35% россиян. Авторы отмечают: если на пике кризиса даже состоятельные соотечественники стремились иметь подушку безопасности в виде сбережений, пытались избавиться от кредитов и отложить на депозит, то сегодня, напротив, у населения растет количество кредитов, в том числе ипотечных. Да так растет, что скоро, по ожиданиям банковских аналитиков, может побить рекорд благополучного 2014 года.
Тенденция к расточительству вместо накопительства отражена и в июльском обзоре Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным аналитиков, одна из причин отказа населения от банковских сбережений — понижение ключевой ставки, из-за которой упала доходность по депозитам. Судите сами: если в 2015 году вклад можно было оформить под 18% годовых, то сейчас доходность составляет не более 9%.
Уход от сберегательной модели поведения к росту потребительских расходов заметили и аналитики Райффайзенбанка, но они сделали акцент на негативных последствиях такого перехода. В исследовании банка отмечается, что забытая за время кризиса страсть к покупкам может спровоцировать приток импорта и ускорить инфляцию, учитывая высокую долю зарубежных товаров в структуре потребления.
Впрочем, зафиксированное аналитиками «транжирство» россиян ограничивается долей процента. По данным холдинга «Ромир», повседневные расходы населения хоть и продолжают стабильно расти третий месяц подряд, но незначительно — на 0,6%. Правда, на фоне июльской дефляции в 0,1% этот тренд можно считать настоящим успехом. При этом годовой рост расходов составил в июле 8,1%, что вдвое больше накопленной за тот же период инфляции в 3,9%.
Между тем далеко не все сограждане могут отметить выход из кризиса большими покупками и походами в кафе — трата денег остается прерогативой обеспеченных россиян и среднего класса. Беднейшие же слои населения, естественно, больше тратить не стали — они просто не имеют такой возможности. Мало того, они стараются на еще более долгий срок отодвинуть ранее отложенные траты. Это приводит к еще большему расслоению по доходам в обществе, но это сущая «мелочь», когда на кону долгожданное ускорение экономического роста.
«Увеличение потребительских расходов населения действительно может способствовать экономическому росту страны, — полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. — Становление потребительской модели поведения после нескольких лет стагнации доходов при достаточно высокой инфляции — вполне естественное явление, но речь скорее идет о «поддержке штанов», чем о начале перемен к лучшему».
Читайте также
Последние новости