Следующая новость
Предыдущая новость

Россия: Возобновляемые источники энергии и геополитика

15.04.2019 12:37
Россия: Возобновляемые источники энергии и геополитика

Несмотря на огромную территорию, наличие свободных земель и большой потенциал для использования чистой энергии, эта отрасль пока не слишком развита в богатой газом и нефтью России. Это может быть естественным следствием «нефтяного проклятия» (парадокса, с которым сталкиваются страны с большими запасами ископаемых видов топлива) или просто результатом игнорирования потенциала возобновляемых источников энергии.

«Я думаю, что имеет место комбинация обоих факторов, причём один способствует другому», – полагает профессор Индра Оверленд. По мнению учёного, у России есть и ещё одно «проклятие»: её сильные позиции в ядерной энергетике. Вследствие ведущей роли России в области ископаемого топлива и ядерной энергетики, у неё так мало стимулов для развития возобновляемых источников энергии.

Следовательно, геополитические последствия перехода на чистую энергию будут зависеть не от выбора России, а от того, начнёт ли остальной мир активно использовать возобновляемые источники энергии. «Если это произойдёт, Россия может потерять экспортные нефтегазовые рынки, свой основной источник доходов», – поясняет Оверленд.

В России огромное количество территорий, где солнечные панели могут производить практически неограниченное количество энергии: «Хотя многие люди думают о России как о холодном и тёмном месте, они не понимают, что для большей части страны характерен континентальный климат с большим количеством солнечного света, чем во многих странах Западной Европы».

Относительно низкие температуры могут стать даже некоторым преимуществом для солнечных батарей, способствующим их более эффективной работе. Теоретически, Россия, будучи газовой сверхдержавой, могла бы использовать солнечную энергию для производства большого количества водорода и экспортировать его через свою масштабную газовую инфраструктуру. «Правда, существуют технические проблемы, связанные с воздействием водорода на стальные трубы, – отмечает Оверленд. – Эти вопросы изучаются на международном уровне, и перспективы российского экспорта зависят от того, какими будут результаты исследований».

Кроме того, солнечная энергия может улучшить внутреннее энергоснабжение России, особенно на изолированных дальневосточных территориях. Российский Дальний Восток распложен вблизи некоторых мировых центров финансовой и военной мощи, у которых есть «гравитационное притяжение» – речь идёт в первую очередь о Пекине: «Сохранение единства такой огромной страны может быть потенциальной проблемой. Однако Кремль справляется с этим очень эффективно, и я не думаю, что энергетическая независимость, вызванная возобновляемыми источниками энергии, окажет какое-либо влияние на это уравнение. Во-первых, масштабное развитие возобновляемых источников энергии вряд ли является приоритетом для российского Дальнего Востока (хотя оно может играть важную роль для изолированных населённых пунктов). Во-вторых, целостность Российской Федерации больше зависит от других аспектов, таких как идентичность, язык и средства массовой информации».

От других сверхдержав Россию отличают её географическое положение и размеры: «Размеры России – это и проблема, и преимущество». По мнению учёного, обширная территория страны означает, что многие территории серьёзно удалены друг от друга и следовательно, может не быть инфраструктуры, связывающей их. Однако в этой ситуации также есть свои плюсы: из-за больших расстояний и высокой стоимости подключения к центральным сетям во многих случаях имеет смысл разрабатывать локальные автономные решения на основе возобновляемых источников энергии.

На вопрос, заинтересована ли Россия в создании отрасли по производству солнечных модулей, Оверленд ответил, что, в принципе, россиян это может привлекать, особенно ввиду понимания, насколько большим будет мировой рынок солнечных батарей. Как полагает учёный, Россия могла бы стать одним из лидеров сектора солнечной энергетики, основываясь на советском опыте в области фотоэлектрического оборудования. Однако страна упустила эту возможность, а сейчас будет сложно догнать китайцев и других производителей.

Украина разрабатывает возобновляемые источники энергии, стремясь получить энергетическую независимость от России. По мнению Оверленда, такая возможность действительно имеется, так как условия на большей части территории Украины подходят для выработки солнечной энергии. «Однако проблема Украины заключается в отсутствии внутренней дисциплины, причём этот вопрос может оказаться настолько серьёзным, что страна упустит свою возможность, – полагает учёный. – Балтийские страны могут быть более эффективными, но всё ещё не являются европейскими лидерами в этой области – что немного странно».

Подобно прибалтийским странам и Украине, кавказские государства и члены Евразийского экономического союза не спешат развивать возобновляемые источники энергии. «Страны Центральной Азии обладают невероятным потенциалом использования солнечной энергии, учитывая их ультраконтинентальный климат и наличие обширного пустого равнинного пространства в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, но они очень медленно развивают солнечную энергетику, – отмечает Оверленд. – Опять же, проблема заключается в изобилии конкурирующих форм энергии. Эти три страны располагают ископаемым топливом, а Кыргызстан и Таджикистан богаты гидроэнергетическими ресурсами. Кроме того, их мышление ещё не продвинулось до того, чтобы увидеть возможности для развития возобновляемых источников энергии».

На вопрос о том, станет ли Россия когда-нибудь рассматривать присоединение к европейской суперсети, Оверленд не исключил такой возможности: «Русские были бы заинтересованы в расширении своих электрических соединений с Европой… движимые желанием зарабатывать деньги на экспорте и сотрудничать с западными странами, которые оказывали России холодный приём с тех пор, как [она присоединила] Крым. В свою очередь, подключение к европейской сети может повысить интерес к выработке электроэнергии в России. Тем не менее, если Россия сможет экспортировать электроэнергию, полученную без использования углеводородов, она с большей вероятностью прибегнет к ядерной энергетике, чем к возобновляемым источникам, если другие европейцы захотят покупать российскую ядерную энергию».

Начнёт ли Россия когда-нибудь бороться с изменением климата и думать о переходе на энергетическую систему, полностью основанную на возобновляемых источниках энергии? «Такой сценарий не очень вероятен», – признаёт Оверленд. По его мнению, это может произойти, если другие страны создадут сильные климатические клубы, которые смогут ввести серьёзные санкции против государств, не входящих в их состав: «В этом сценарии много «если», но, с другой стороны, я не вижу другого способа действительно смягчить изменение климата, поэтому нельзя исключать, что именно так будут развиваться события в течение следующих 20 лет».

С точки зрения борьбы с изменением климата Россия, возможно, достигла большего, чем ей приписывают, полагает исследователь: «Фактически, именно присоединение России к Киотскому протоколу позволило ему вступить в силу. Россия значительно сократила выбросы, что скомпенсировало рост выбросов в других странах, подписавших Конвенцию». Правда, Россия присоединилась к протоколу по прагматическим причинам, и сокращение выбросов было случайным, вызванным коллапсом промышленности после распада СССР. Мало кто в России беспокоится об изменении климата – даже среди тех, кто озабочен местными экологическими проблемами.

Однако ситуация может измениться, если давление будет оказано на международном уровне. Кроме того, Россия может начать уделять внимание проблеме климата, если в ближайшем будущем она будет иметь очень плохие последствия для страны, например, в виде засухи. «Но это не очень вероятный сценарий на ближайшие годы», – заключает Оверленд.

Источник

Последние новости