Россия в последнее время будоражит дипломатические круги по всей Юго-Восточной Азии своими усилиями по укреплению военных альянсов и наращиванию продаж оружия. Это вызвало разделение мнений между теми, кого пугают стратегические амбиции Москвы и теми, кто считает, что речь идет лишь о стремлении России максимизировать прибыли своей оборонной индустрии.
В любом случае, можно говорить о пробуждении после пятилетней спячки, которая началась после того, как Соединенные Штаты ввели против России экономические санкции из-за ее вмешательства в украинский конфликт и аннексию Крыма.
В результате этих санкций обвалился курс рубля, и российские структуры покинули Юго-Восточную Азию. Это стало завершением короткой эпохи бурной экспансии российского предпринимательства, печально известной приобретением идиллических островков в Сиамском заливе, неумеренных развлечений и экстравагантных выходок гангстеров, преследуемых органами правосудия.
Нынешнее возвращение России носит более официальный характер и направляется из самых верхов. Недавно заместитель министра обороны России Александр Фомин подтвердил, что после присоединения Крыма Россия подписала соглашения в военно-технической сфере с 39 странами, многие из которых находятся в Юго-Восточной Азии.
Наиболее заметным среди партнеров России является Лаос, который приобрел танки Т-72Б, бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2М, истребители ЯК-130 и вертолеты. В декабре прошлого года в первых совместных российско-лаосских учениях приняли участие боле 500 военнослужащих. В российских военных училищах будут проходить обучение лаосские офицеры, и недавно в связи с этим премьер-министр страны Тхонглун Сисулит заявил: «Все, чем обладают сегодня лаосские вооруженные силы, связано с Россией». Российская тактика продаж вполне устраивает стесненных в средствах бюрократов во Вьентьяне, и здесь стратегические и коммерческие цели Москвы удачно дополняют друг друга.
На мировом рынке современного оружия доминируют Соединенные Штаты и Россия. Но американское оружие стоит значительно дороже, к тому же продажи затруднены санкциями и юридическими ограничениями, связанными с соблюдением прав человека. В отличие от Америки, Россия предлагает льготные кредиты, опирающиеся на поддержку государства, бартерные сделки, обеспечение комплектующими и послепродажное обслуживание, а также не устанавливает покупателям никаких ограничений в отношении гражданских прав и свобод.
Эти условия оказались весьма привлекательными для Юго-Восточной Азии, большую часть которой охватил авторитаризм, и особенно для коммунистического Лаоса, которым управляют сторонники жесткой линии. У властей этой страны имеется лишь одна «морковка», которой можно заманивать Кремль: железные дороги. Дело в том, что строительство железных дорог – большой бизнес в Лаосе. От границы с Китаем на севере до границы с Таиландом на юге, а также до Камбоджи и Вьетнама на востоке через сухопутный Лаос прокладываются магистрали, которые свяжут его с сетью тепловодных морских портов и торговыми путями.
Когда система железнодорожных магистралей вступит в строй в декабре 2021 года, Лаос станет неотъемлемым элементом сети Сингапур-Куньмин, также известной как Паназиатские железные дороги. Эта инфраструктурная инициатива – предшественница китайского проекта «Один пояс, один путь». Но объемы затрат ошеломляют, поскольку, как ожидается, одна только дорога между Лаосом и Китаем обойдется в 6 миллиардов долларов, что составляет более трети ВВП Лаоса.
На протяжении всех десятилетий после окончания холодной войны Москва оставалась главным поставщиком оружия во Вьетнам, на долю которого приходится около 60 процентов общего дохода России от экспорта вооружений в регион, благодаря продаже подводных лодок класса Кило (натовский термин, объединяющий лодки проекта 877 «Палтус» и проекта 636 «Варшавянка», прим. mixednews). Ханой вполне способен обеспечить поддержку недавних российских демаршей в Лаосе.
Фомин рассказал в интервью официальному изданию Вооруженных сил России «Красная звезда», что за последнее время достигнут прогресс в развитии военно-технического сотрудничества с двумя традиционными партнерами России, Китаем и Индией, а также предприняты новые успешные шаги в Мьянме, Камбодже, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.
По всей Юго-Восточной Азии спрос на оружие обусловлен проблемой борьбы с повстанцами и историческими спорами с соседями, такими как взаимные претензии на акватории Южно-Китайского моря. Недавно военный представитель Мьянмы бригадный генерал Зо Мин Тун разъяснил позиции руководства своей страны. «Мы не в состоянии соперничать с Китаем и Индией, но вполне можем конкурировать с другими нашими соседями», – сказал он в интервью изданию The Irrawaddy, имея в виду Таиланд, Лаос и Бангладеш. Это произошло сразу после того, как Янгон приобрел у Китая два многоцелевых ударных самолета JF-17B, а у России шесть легких истребителей ЯК-30 и два штурмовых вертолета Ми-35П.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), за период с 2010 по 2017 год Москва продала странам Юго-Восточной Азии вооружений на сумму 6,6 миллиарда долларов, то есть столько же, сколько Китай и США вместе взятые. Начиная с 2014 года, на нее приходится примерно 60 процентов продаж оружия в Азии и Океании.
Во всем этом важную роль играет страх России перед изоляцией, который представляет собой побочный продукт санкций, введенных США, а также склонность раздражать Вашингтон давно проверенными подрывными методами, включая продажи вооружений тем странам, с которыми администрация Трампа по разным причинам предпочла бы не иметь дела.
Особый интерес вызывает тот факт, что Китай, быстро расширяющий свое влияние в рамках инициативы «Один пояс, один путь», не выказывал недовольства «вторжением» России в страны, которые Пекин рассматривает как свою традиционную сферу влияния. Это не может не вызывать удивления в Вашингтоне, где отнюдь не рады укреплению отношений между Москвой и Пекином. Американские стратеги опасаются возрождения прежнего противостояния между Западом и Востоком.
Хотя пока слишком рано утверждать, что великие восточные державы разрабатывают некий генеральный план укрепления своего влияния во всей Юго-восточной Азии, в котором Лаос должен сыграть роль промежуточного пункта, очевидно, что экономические последствия санкций США вынуждают Россию идти в старые и хорошо знакомые ей регионы и добиваться там расширения своего влияния.
Читайте также
Последние новости