Следующая новость
Предыдущая новость

Россия умело использует в своих целях противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ

27.09.2019 16:47
Россия умело использует в своих целях противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ

В середине октября президент России Владимир Путин совершит свой первый визит с 2007 года в Саудовскую Аравию. Поездка Путина подчеркивает важную роль России как основного геополитического игрока на Аравийском полуострове и дает Москве возможность укрепить свои партнерские отношения с Саудовской Аравией по ряду вопросов, начиная с энергетической безопасности и заканчивая нестабильностью в Северной Африке. К тому же визит Путина в Эр-Рияд происходит в тот момент, когда альянс Саудовской Аравии и ОАЭ сталкивается с проблемами, поскольку обе страны занимаются поставками оружия враждующим группировкам в Йемене и реализуют совсем разные подходы в политике в отношении Ирана.

Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин и наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян

В то время как Соединенные Штаты надеются, что Саудовская Аравия и ОАЭ смогут урегулировать свои разногласия и выступят единым фронтом против Ирана, Россия рассматривает растущие противоречия между внешнеполитическими курсами двух стран как геополитическое окно возможностей. Поскольку политика ОАЭ в отношении Йемена, Сирии и Ирана не поддерживается ни Эр-Риядом, ни Вашингтоном, Россия извлекает выгоду из совпадения интересов с Объединенными Арабскими Эмиратами на этих театрах для укрепления стратегического партнерства между Москвой и Абу-Даби. Мягкий поворот России в сторону ОАЭ параллельно сопровождается примирительными жестами в отношении Саудовской Аравии, что поможет обеспечить дальнейшее улучшение отношений между Москвой и Эр-Риядом и получить России выгоду из будущего примирения Саудовской Аравии и ОАЭ.

В Йемене Россия придерживалась политики стратегического неприсоединения с начала военной интервенции под руководством Саудовской Аравии в 2015 году и не пересмотрела этот подход даже на фоне недавних событий. В последние месяцы российский политический курс в этой стране стал сближаться с подходами ОАЭ, поскольку Москва установила более тесные отношения с Южным переходным советом (ЮПС). В марте российский МИД первым санкционировал официальное приглашение представителей ЮПС в Москву. В заявлении от 10 августа заместитель посла России в ООН Дмитрий Полянский отказался осудить захват силами ЮПС Адена и подчеркнуть важность единства Йемена, как это сделали США и Европейский Союз.

Шаги России к примирению с ЮПС прямо направлены на укрепление отношений Москвы с ОАЭ. По мнению военного аналитика Кирилла Семенова, взаимодействие России и ЮПС отражает растущее значение ОАЭ в качестве российского партнера, а присутствие российских частных военных компаний на юге Йемена демонстрирует потенциал для долгосрочного сотрудничества между Россией и ОАЭ. Поскольку Москва может быть заинтересована в создании военно-морской базы или нескольких баз на юге Йемена, укрепление отношений с ОАЭ предотвратит возможные трения, связанные с вхождением в сферу влияния Абу-Даби. В то время как Россия вряд ли напрямую поддержит независимость Южного Йемена, поскольку этот шаг вызовет серьезные трения с Саудовской Аравией, Москва может рассматривать содействие вступлению ЮПС в мирные переговоры при посредничестве ООН как способ заручиться поддержкой ОАЭ, не ставя под угрозу свою более широкую региональную стратегию балансирования.

Как сообщается, 31 января секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев провел переговоры по проблемам северо-восточной Сирии с советником по национальной безопасности ОАЭ принцем Тахнуном бен Заидом Аль Нахайяном, которые подтвердили общее стремление Москвы и Абу-Даби сдерживать турецкое влияние в этом регионе. Еще одним важным направлением сотрудничества между Россией и ОАЭ в Сирии является финансирование послевоенного восстановления страны под руководством Асада. В частности, решение ведущих представителей деловых кругов Эмиратов участвовать в торговой ярмарке в Дамаске 30 августа, несмотря на предупреждения США, приветствовалось российской стороной. Поскольку ОАЭ продолжает демонстрировать готовность действовать в Сирии независимо от Саудовской Аравии и Соединенных Штатов, Россия может пригласить Абу-Даби в качестве наблюдателя на будущие переговоры в Астане, что подчеркнет важную роль Москвы как дипломатического арбитра на Ближнем Востоке.

Что касается безопасности в Персидском заливе, Россия действует более осторожно, чем в Йемене или Сирии, поскольку Москва и Абу-Даби принципиально расходятся в отношении роли Ирана в региональных делах. Тем не менее, Россия с оптимизмом воспринимает более осторожный подход ОАЭ к дипломатии с Ираном, о котором свидетельствует нежелание обвинять Тегеран в нападениях на нефтяные танкеры в Фуджейре в мае и недавний диалог с Ираном по обеспечению безопасности на море. Позитивное восприятие Москвой усилий ОАЭ по снижению напряженности в отношениях с Ираном способствовало активизации встреч дипломатов России и ОАЭ для обсуждения проблем безопасности в Персидском заливе.

Российская челночная дипломатия также демонстрирует желание Москвы убедить ОАЭ в преимуществах своего плана коллективной безопасности в Персидском заливе. В этом предложении подчеркивается необходимость проведения общих консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами и содержится призыв к более широкому участию Совета Безопасности ООН в решении вопросов региональной безопасности. В краткосрочной перспективе ОАЭ вряд ли присоединятся к этой инициативе, поскольку Абу-Даби остается приверженным стратегии максимального давления администрации Трампа в отношении Ирана. Однако по мере того, как риск случайной конфронтации с Ираном нарастает, Россия надеется, что экономические проблемы ОАЭ будут способствовать их более решительному движению в сторону деэскалации и приблизят к подходам Москвы в обеспечении безопасности в регионе.

В настоящее время «устойчивое расхождение» между Саудовской Аравией и ОАЭ, которое, несмотря на продолжении Абу-Даби независимой внешней политики, не приводит к явному расколу, является оптимальным сценарием с точки зрения Москвы. И все же Россия в конечном счете надеется, что ОАЭ будут направлять политику Саудовской Аравии в русло, отвечающее интересам Москвы, и что Эр-Рияд и Абу-Даби в итоге пересмотрят свою политику. Вера России в осуществимость этого сценария проистекает из того, как Москва рассматривает общую динамику в расстановке сил в Персидском заливе.

Поскольку Россия предприняла в момент этого разделения явные шаги для укрепления своего партнерства с Эр-Риядом, как, например, переговоры по сделке об экспорте пшеницы и меры по укреплению доверия к договору с ОПЕК + о стабильности цен на нефть, Москва надеется, что будущее налаживание отношений между Саудовской Аравией и ОАЭ внесет свой вклад в долгосрочное укрепление отношений России с Саудовской Аравией. Если это будет достигнуто, и России удастся сохранить свой невероятный баланс между Ираном, Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром, возрождающееся влияние Москвы в Персидском заливе будет обеспечено на долгие годы.

Источник

Последние новости