Во время церемонии, посвященной завершению строительства первой очереди газопровода «Турецкий поток» 19 ноября президент Путин стоял плечом к плечу с президентом Эрдоганом. Этот подводный трубопровод будет доставлять ежегодно 15, 75 миллиардов кубических метров природного газа с материковой части России в Турцию. После завершения второй нитки пропускная способность маршрута удвоится. Трубопровод будет полностью введен в эксплуатацию в конце 2019 года. Несмотря на несколько прежних неудач, взаимные интересы в сфере безопасности и успешное торгово-экономическое сотрудничество обеспечили укрепление взаимодействия между Россией и Турцией в условиях противостояния с Западом.
Первая нитка «Турецкого потока, строительство которой, наконец, завершилось, имеет большое значение для двусторонних отношений. Однако, вторая нитка будет обслуживать европейский рынок и ее ввод в эксплуатацию станет признаком успешности стратегии «Газпрома» перед лицом оппозиции со стороны администрации Евросоюза и некоторых европейских стран.
Растущая напряженность отношений между Россией и Западом после вмешательства в украинский кризис и присоединение Крыма заставила Москву отказаться от своего масштабного проекта «Южный поток». Этот трубопровод предполагалось проложить в обход Украины и доставлять по нему 63 миллиарда кубометров природного газа в Европу через Болгарию. Антимонопольное законодательство и мощное противодействие, как со стороны Брюсселя, так и нескольких небольших европейских стран, заставила «Газпром» аннулировать проект «Южный поток» и сделать выбор в пользу менее мощного, хотя и не менее важного, «Турецкого потока». Стратегия сработала, поскольку сегодня европейские компании уже борются между собой за участие в проекте.
Ценовые споры между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» в двухтысячные годы привели к необходимости для России снизить свою транзитную зависимость от Украины. После успеха «Северного потока», «Южный поток» должен был напрямую связать потребителей Юго-Восточной Европы с гигантскими запасами газа в России. Критики российской энергетической политики отмечают, что контролируемый государством «Газпром» намерен усилить давление на Украину, лишив Киев миллиардов долларов в виде транзитных сборов и тем самым ослабив переговорные позиции Киева. Этого предполагается достичь за счет снижения роли Украины как транзитной страны. Впрочем, Москва настаивает на том, что эти проекты не являются злонамеренными планами, направленными против Украины, а имеют единственную и вполне легитимную цель – повышение энергетической безопасности в регионе.
Хотя обе нитки «Турецкого потока сокращают объем транзита через Украину, вторая, кроме того, имеет особое геополитическое и символическое значение. «Газпрому» еще предстоит принять решение о том, в каком направлении будет проложена вторая нитка «Турецкого потока»: на север, в район предполагаемой конечной точки «Южного потока», или на запад – в Грецию, а далее в Италию. Болгария уже увеличила пропускную способность Трансбалканского трубопровода до 15,75 миллиардов кубических метров, в надежде принять весь объем второй нитки российского газопровода. Несмотря на то, что София не является самым сильным из кандидатов, такое решение было бы логично со стратегической точки зрения.
Независимо от того, стремится ли Москва из политических соображений усилить давление на Украину или укрепить энергетическую безопасность региона, цель всегда определяет средства. В первом случае «Турецкий поток» должен заменить природный газ, в настоящее время поступающий из Украины, чтобы соответствовать основной цели «Газпрома». Что же касается второго варианта, главным доводом в пользу западного маршрута является крупный итальянский рынок, в то время как Юго-Восточная Европа продолжала бы получать свой газ через Украину.
Москва поддерживает тесные дипломатические отношения, как с Грецией, так и с Италией. Действующий премьер-министр Италии Джузеппе Конте недавно посетил Москву, где продемонстрировал поддержку России, намекнув на то, что экономические санкции Евросоюза являются контрпродуктивными. Он не сделал прямого заявления о том, воспользуется ли Италия своим правом вето при обсуждении вопроса об очередном продлении на шесть месяцев антироссийских санкций Европейского Союза в нынешнем декабре. Впрочем, вполне логично предположить, что темой его переговоров в Москве были поставки природного газа. Будет ли сделан выбор в пользу Греции и Италии, пока остается неясным.
Существующий газопровод-интерконнектор между Турцией и Грецией работает в настоящее время с неполной загрузкой. По нему транспортируется всего 6 миллиардов кубометров газа в год, в то время как пропускная способность составляет 10 миллиардов. Таким образом, имеются свободные мощности, которые можно было бы использовать без дополнительных инвестиций. «Газпром» также изучает замороженные ранее планы прокладки трубопровода Турция-Греция-Италия, или «Посейдон», которые были отправлены на полку, после того как победу одержал Трансадриатический трубопровод, или TAP.
С чисто экономической точки зрения, имеет смысл обеспечить более масштабный и более платежеспособный рынок южной Европы. Однако, высокие издержки на строительство подводного трубопровода и конкуренция со стороны TAP делают такой сценарий менее вероятным. TAP находится на гораздо более продвинутом этапе, с готовыми планами строительства и гарантированным финансированием. Кроме того, у консорциума, отвечающего за прокладку этого трубопровода, имеется еще один козырь, который «Газпром» не может преодолеть: поддержка со стороны Европейского Союза.
Хотя пропускная способность «Турецкого потока» вдвое ниже, чем у «Южного потока», этот газопровод потенциально способен оказать значительное влияние на европейские рынки. Несмотря на неустанные попытки Брюсселя остановить развитие российских газовых проектов в Европе, Москва, похоже, уверена, что ей удастся достичь успеха: «Северный поток-2» уже строится, прокладка первой нитки «Турецкого потока» практически завершена, а вторая будет построена в ближайшее время.
Что поразительно, когда речь идет относительно второй очереди этого газопровода – греческие, болгарские и итальянские компании и политики сегодня соперничают между собой за возможность получать природный газ из трубопровода «Турецкий поток». С каждым днем становится все более очевидно, что оба эти газопровода будут завершены и введены в эксплуатацию.
Читайте также
Последние новости