Польша намерена потратить около 2 миллиардов долларов, чтобы обеспечить присутствие американских военных в пределах страны – этот шаг обсуждают в Варшаве в связи с территориальной экспансией России.
До настоящего момента США отказывались от размещения войск в союзных странах Восточной Европы, но вероятность подобного развития событий заставила Россию задуматься о создании зарубежной военной базы в Белоруссии. Минские политики отказываются принимать в стране российскую авиабазу, а в Москве, напротив, восприняли эту идею с энтузиазмом.
Сложившаяся ситуация отражает стремления США и России размещать войска за рубежом.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин, его сирийский коллега Башар аль-Асад и министр обороны России Сергей Шойгу принимают военный парад на российской авиабазе в Хмеймиме в северо-западной сирийской провинции Латакия
У Америки гораздо больше заграничных военных баз, чем у России, так как с распадом СССР сократилось количество подконтрольных Москве военных объектов. Страны наподобие Польши не входят в военные альянсы под руководством России, а размещают у себя американские и натовские войска. Некоторые базы российское правительство закрыло из экономических соображений.
По сообщениям прессы, сегодня в распоряжении России находится 21 зарубежная военная база. К ним относятся мотострелковые дивизии в Армении и Таджикистане, радиолокационные станции в Белоруссии и Казахстане (в этой стране Россия эксплуатирует испытательный полигон средств стратегической ПВО и ПРО), аэродромы в Кыргызстане, Сирии и Армении, военно-морские базы во Вьетнаме и в Сирии.
В это число входят объекты на спорных территориях Молдавии и Грузии, но крымские базы в этот список не вошли.
До воссоединения Крыма и России в 2014 году Москва арендовала порт Севастополь в качестве зарубежной базы Черноморского флота. Количество военных объектов в Крыму увеличилось по сравнению с 2014 годом. По данным Reuters от 2016 года, в регионе расположено как минимум 18 военных баз.
Для оценки количества зарубежных объектов США следует учитывать особенности терминологии. В нескольких опубликованных отчётах число американских зарубежных «объектов» варьируется между 600 и 900. По данным отчёта от 2009 года, Америка располагает 716 военными объектами за границей, из которых 13 названы «крупными», а 19 – «средними».
В список включены все объекты вплоть до арендуемых складов, однако даже среди 620 «малых» объектов встречаются внушительных размеров базы. Например, Coleman Barracks в немецком Мангейме. На этой базе размещены более 1 тысячи американских солдат и 20 тысяч единиц оборудования, включая танки. В Японии на авиационной станции морской пехоты Futenma Marine находится более 3 тысяч солдат.
Стоит учесть, что в списке присутствуют американские «объекты» наподобие береговой станции с мощным передатчиком в исландском городе Гриндавик. Ни военные, ни гражданские специалисты за ней не закреплены. По информации Politifact, на 2010 год в 56 из 148 стран, в которых размещены американские «объекты», количество военных не превышало 10 человек.
Судя по цифрам, у Америки в 10 раз больше зарубежных военных баз, чем у России. Однако экс-заместитель помощника министра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Эвелин Фаркас утверждает, что численность войск не позволяет с уверенностью судить об их возможностях.
«В глобальном отношении, Америка располагает выдающимися вооружёнными силами, – говорит Фаркас. – Однако это не значит, что Россия не способна обрести огромное влияние в некоторых уголках мира».
«Действительно, Россия не может себе позволить содержать инфраструктуру, сравнимую с американской. Времена СССР прошли, – рассказывает Фаркас, отмечая, что с финансовой и логистической точки зрения российская армия не способна сравняться с войсками США. – Россия уступает в количестве, но это не значит, что она уступает в качестве».
В Сирии российское правительство стало движущей силой переговоров после эффективного официального ввода немногочисленных войск в 2015 году.
Фаркас полагает, что Россия экономит силы и добивается своей цели, затрачивая как можно меньше ресурсов. «К примеру, в Сирии Россия применила минимально необходимый уровень усилий. Москве ни к чему огромное количество оборудования и контроль (над базами), пока они способны распространять своё влияние».
Россия проводит совместные военные учения с войсками стран Латинской Америки наподобие Никарагуа или миротворческие миссии в Сербии, и для этого ей не требуются зарубежные базы. Благодаря этому российские войска оказываются гораздо ближе по уровню возможностей к силам США и их союзникам.
По мнению Фаркас, если бы Россия продолжила придерживаться выбранной стратегии, и если бы у неё были ресурсы, Москва обзавелась бы зарубежными военными базами. Но сегодня Россия старается максимально эффективно распорядиться тем, что имеет.
Читайте также
Последние новости