Создание совместного турецко-российского центра по мониторингу режима прекращения огня в Нагорном Карабахе вызвало вопросы как в Турции, так и среди международного сообщества, относительно того, как это отразится на борьбе за влияние на Кавказе.
Он начал работать 30 января, и его основная задача – следить за соблюдением перемирия достигнутого в ноябре прошлого года между Арменией и Азербайджаном после шести недель интенсивных боев. Около 120 военнослужащих из Турции и России без объединенного командования будут дислоцированы в селе Киямединли Агджабадинского района Азербайджана. Для осуществления мониторинга будут использоваться беспилотные летательные аппараты.
Эксперт из Анкары по турецкой политике в отношении России Айдын Сезер заявил, что открытие центра мониторинга за пределами территории Нагорного Карабаха не означает, что Турция получит какое-то политическое влияние в регионе. «Это нелепый и смехотворный шаг, предназначенный для внутреннего употребления. Анкара невольно предоставила Кремлю новое пространство для маневра на территории Азербайджана. Турция не включена в официальный процесс принятия решений в рамках соглашения о перемирии», – сказал он в интервью изданию Arab News.
По его мнению, для того чтобы быть активным игроком в геополитике Южного Кавказа, Анкаре необходимо нормализовать отношения с Арменией. «Турецкие правители могут предпринять некоторые шаги в этом направлении, чтобы угодить новой администрации Байдена», – сказал он.
Однако другие эксперты полагают, что совместный центр мониторинга может оказаться повторением предыдущих моделей сотрудничества между Анкарой и Москвой, с теми же проблемами и трудностями. «Даже несмотря на то, что совместный турецко-российский центр мониторинга не будет играть ключевую роль в Нагорном Карабахе, он символизирует тот факт, что Россия все же признала Турцию в качестве регионального партнера по урегулированию кавказского конфликта, – сказал эксперт по турецко-российским отношениям из университета Мармара Эмре Эрсен. – На протяжении многих лет после распада Советского Союза Москва крайне неохотно мирилась с более активной ролью Турции в этом регионе».
Однако Эрсен также добавил, что российское политическое влияние на Кавказе существенно возросло после подписания соглашения о прекращении огня, что было продемонстрировано в ходе недавней встречи между российским президентом Владимиром Путиным, его азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Москве.
«Тот факт, что турецкие лидеры не присутствовали на этой встрече, можно рассматривать как признак решимости России сохранить за собой статус единственного субъекта, устанавливающего правила игры на Кавказе», – сказал он. Впрочем, по его мнению, Турция и Россия могут также попытаться реализовать на Кавказе свою модель регионального диалога по образцу аналогичных механизмов в Сирии и Ливии, которые были направлены на ограничение роли Запада в региональных проблемах.
Анкара давно критикует Минскую группу ОБСЕ, которую возглавляют Россия, Соединенные Штаты и Франция, за неспособность урегулировать нагорно-карабахский конфликт после десятилетий посредничества.
Рауф Мамедов, научный сотрудник Института Ближнего Востока, сказал, что создание совместного центра является «ограниченным успехом» для Турции. «Несмотря на сопротивление Москвы, Анкаре удалось установить военное присутствие в регионе. И хотя совместный центр расположен за пределами Нагорного Карабаха, Анкара подготовила почву для более активной роли в будущем, путем вовлечения в урегулирование своего исторического соперника, Москву.
Мамедов также добавил, что совместный центр мониторинга является компромиссом со стороны Москвы перед лицом настойчивости Турции, которая добивается более существенной роли в послевоенном урегулировании.
«Сотрудничая с Анкарой на Южном Кавказе, Москва признает растущее влияние Анкары в этом регионе, и особенно в Азербайджане. И в то же время, разместив центр за пределами Нагорного Карабаха, Кремль сохраняет за собой исключительную роль ведущего арбитра по проблемам, существующим между противоборствующими сторонами внутри Нагорного Карабаха», – сказал эксперт.
В последнее время циркулируют слухи о готовности Анкары нормализовать отношения с Арменией и открыть пограничные переходы. Единственным препятствием для этого и причиной, которая привела к закрытию границы почти на три десятилетия, была оккупация Арменией семи азербайджанских районов. Этот вопрос был наконец решен в результате подписания соглашения о перемирии при посредничестве Москвы.
Мамедов, как и Сезер, полагает, что для Турции крайне важно нормализовать отношения с Арменией, чтобы добиться более значительной роли в регионе. «Обе страны могут извлечь выгоду из налаживания дипломатических связей, которое впоследствии приведет к снижению зависимости Армении от России», – сказал он.
В 2009 году тогдашний президент Турции Абдулла Гюль и его армянский коллега Серж Саргсян инициировали так называемую «футбольную дипломатию», посетив матчи между их национальными сборными. В конечном итоге это привело к историческим протоколам о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Однако этот смелый шаг, направленный на открытие новой главы в двусторонних отношениях, вскоре обернулся неприятными последствиями, поскольку спровоцировал интенсивное противостояние между турецкими и армянскими националистами.
Эксперт по кавказским конфликтам Нил Хауэр заявил, что Турция достигла лишь ограниченного прогресса на пути к своим целям, поскольку новый совместный центр мониторинга режима прекращения огня не связан с трехсторонним соглашением и не предусматривает участия Анкары в будущих переговорах по урегулированию конфликта.
«Итак, Турция добилась некоторого прогресса в регионе — теперь у нее, по крайней мере, есть совместная с Россией база для наблюдения за соблюдением перемирия. Но, тем не менее, она не смогла приблизиться к полноправному участию в переговорах по Карабаху и его дальнейшему статусу, – заявил он Arab News. – Однако для России этот совместный центр — безусловное достижение».
Хауэр добавил: «Турция в любой момент могла бы открыть базу в Азербайджане на основе двустороннего соглашения с Баку, но сейчас Россия имеет военное присутствие по обе стороны линии соприкосновения — как на карабахской армянской стороне, так и на азербайджанской. Это дает Москве еще больший контроль над конфликтом, чем то доминирующее положение, которое она заняла после ввода в Карабах двух тысяч своих миротворцев».
«Главным результатом этого события стало то, что Россия теперь управляет конфликтом больше, чем когда-либо прежде», – заключил эксперт.
Читайте также
Последние новости