В ходе строительства завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» стоимостью 27 миллиардов долларов потребовалось доставить более 5 миллионов тонн материалов для возведения громадных строений из стали и бетона в 600 километрах к северу от полярного круга, где температура может падать до -50 градусов Цельсия, а солнце зимой полностью исчезает на два месяца.
Тем не менее, эти препятствия были не такими трудными, как американские экономические санкции, введенные в 2014 году в наказание за присоединение Крыма. Они вызвали необходимость полной перекредитации, поскольку строительство в тот момент только планировалось начать. Жак де Буассезон, глава московского офиса французского энергетического гиганта Total SA, владеющего 20-процентным пакетом акций «Ямал СПГ», сказал, что «были некоторые моменты», когда он допускал, что этот проект вообще никогда не будет реализован.
«Мы зашли тогда слишком далеко, чтобы остановиться. Мы оказались в тупике: необходимо было двигаться вперед, но мы не знали, как это сделать» – добавил Буассезон.
Сегодня, три года спустя, первая партия продукции завода «Ямал СПГ» представляет собой гигантский успех усилий российского истеблишмента, который стремился любой ценой продемонстрировать, что один из флагманских проектов президента Владимира Путина не удастся похоронить под бременем экономических санкций США. Запуск проекта на фоне санкций помог подтолкнуть политический разворот Москвы в сторону Пекина, который обеспечил большую часть финансирования. ПАО «НОВАТЭК», контролирующее «Ямал СПГ», уже заявляет о следующем проекте по производству СПГ.
Первая партия СПГ находится на борту танкера, направляющегося в порт неподалеку от Лондона, чтобы помочь Объединенному Королевству справиться с холодной зимней погодой и незапланированной остановкой работы нескольких собственных месторождений в Северном море. То, что этот газ окажется в европейской стране, поддерживающей санкции против России, может порадовать многих в Москве.
«У нас была мечта, – заявил во вторник заместитель генерального директора «НОВАТЭК» Марк Джетвей. – И теперь нам удалось ее реализовать».
Для завода «Ямал-СПГ», сроки введения американских санкций против российских акционеров проекта в 2014 году были, как говорится, хуже не придумаешь. Осуществление этого крупнейшего проекта находилось на начальном этапе, и предполагалось, что удастся привлечь значительные объемы инвестиций в западных банков. Кроме того, возникло еще одно препятствие: санкции запрещали одному из руководителей «НОВАТЭК» Джетвею работать над сделкой по финансированию, поскольку он является гражданином США.
«Для компании «НОВАТЭК» это означает победу над всеми превратностями судьбы, – сказал Джеймс Хендерсон, директор проекта по природному газу в Оксфордском институте энергетических исследований. – Русским удалось достичь своей цели и это в какой-то степени триумф для них, который еще раз подчеркивает, что санкции являются неэффективными».
Партнеры «Ямал СПГ» надеялись, что банки и компании из других стран, кроме США, пойдут против санкций и предоставят необходимую финансовую поддержку. Но переговоры продолжались на протяжении 2014 и 2015 годов безрезультатно, поскольку очень немногие были готовы рискнуть и вызвать на себя гнев правительства США, помогая финансировать проект. Кроме того, снижение цен на нефть в то время существенно повлияло на их экономические выкладки.
Китай оставался единственной надеждой, помимо российских государственных банков. Но переговоры с китайскими партнерами оказались столь же извилистыми и утомительными. «НОВАТЭК» несколько раз делал прогнозы по поводу сроков подписания сделки, а затем вынужден был с огорчением признать, что они не подтвердились.
«Если откровенно, мы уже начинаем терять терпение, сталкиваясь с чрезмерным количеством некомпетентных комментариев и близорукой зацикленностью на одной-единственной проблеме», – заявил Джетвей аналитикам в октябре 2015 года, признав при этом что процесс идет «просто мучительно медленно».
Российское государство было вынуждено принять участие в финансировании проекта, выделив 150 миллиардов рублей (около 2,5 миллиардов долларов) из Фонда национального благосостояния, резерва страны «на черный день», созданного для стабилизации пенсионных выплат, что свидетельствовало о поддержке проекта на самом высоком уровне.
Наконец, в апреле 2016 года два китайских государственных банка согласились выделить 12 миллиардов долларов на осуществление проекта в евро и российских рублях. «Был период неопределенности, – рассказал Джетвей. – Но когда появились китайцы, он завершился».
Достижение «НОВАТЭКА» было не только результатом политической воли и финансового инжиниринга. Путин, официально открывший на прошлой неделе новый завод в суровом климате северной Сибири, рассказал аудитории, где среди прочих присутствовал и глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер, как к нему приходили в свое время несколько человек с целым списком причин, по которым этот проект не может работать. «Это сложный проект, и здесь среди нас есть хорошие люди, хорошие профессионалы, которые предупреждали меня на старте: не делай этого», – напомнил он.
Ранее компания «Газпром» рассматривала возможность строительства завода по производству сжиженного газа в том же регионе. Другие крупные СПГ-проекты по всему миру сталкиваются с крупными перерасходами бюджета.
«Это единственный проект, что я могу припомнить за последние десять лет, который уложился в запланированные сроки и в изначально отпущенный бюджет, – сказал Хендерсон их Оксфордского института энергетических исследований. – Это весьма впечатляющий факт».
Однако, своим успехом проект обязан не только инженерному мастерству компании «НОВАТЭК» и ее партнеров, Total и CNPC. Неожиданным образом ему помогло также резкое падение обменного курса рубля в 2014 году, которое привело к сокращению издержек на оборудование российского производства и рабочую силу в ключевой момент строительства.
Не следует также забывать, что он получил значительную поддержку от российского правительства, и не только в форме финансирования. «Ямал СПГ» пользуется щедрыми налоговыми льготами, а кроме того, государство помогло построить некоторые необходимые объекты инфраструктуры.
Для «НОВАТЭК» успешный запуск проекта означает, что главные вопросы теперь обращены в будущее. Во вторник компания изложила свои планы относительно инвестиций в объеме 60 миллиардов долларов, совместно с партнерами, во второй завод по производству СПГ, перевалочный терминал на Дальнем Востоке, а также новые внутренние поставки газа.
«Сегодня для компании «НОВАТЭК» наступил великий момент, – сказал Джетвей. – «Наша новая стратегия превращает ее в глобального газового игрока».
Читайте также
Последние новости