Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва и Санкт-Петербург демонстрируют хорошие результаты по энергоэффективности. Такое мнение в ходе парламентских слушаний в Госдуме высказал статс-секретарь министерства энергетики РФ Юрий Сентюрин.
«В зеленой зоне», но…
Представитель Минэнерго, в частности, заметил, что рейтинг энергоэффективности теплоснабжения – это эффективный инструмент стимулирования региональных органов власти к реализации ключевых направлений государственной политики.
Отметим, что на сегодня в рейтинге энергоэффективности Всемирного Банка Россия находится в благополучной «зеленой зоне» с показателем 70 баллов из 100. Но, как говорят в таких случаях, успокаивается рано.
Как повысить энергоэффективность? Этот вопрос, как было сказано в ходе слушаний, входит в повестку правительств развитых стран мира и крупнейших корпораций. По данным Международного энергетического агентства, страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) до 2035 года планируют инвестировать в повышение энергоэффективности больше, чем в любую из отдельных отраслей ТЭК.
Конкурентны-значит энергоэффективны
По словам главы комитета по энергетике Павла Завального, Россия обладает огромным потенциалом энергоэффективности.
«Сегодня энергоемкость российской экономики в 1,5 раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. ТЭК сам является самой энергоемкой отраслью экономики России, на его долю приходится порядка трети общего потребления энергоресурсов», – заметил он.
Депутат от Югры напомнил, что в действующую Энергостратегию 2030 заложены целевые показатели по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. В проекте Энергостратегии 2035 обозначен целевой показатель 1,3 –1,5 раза. Однако по оценкам экспертов цели действующей стратегии вряд ли будут достигнуты, в лучшем случае, удастся снизить энергоемкость ВВП на 17-18%.
« При этом для поддержания глобальной конкурентоспособности нашей экономики необходимо его двукратное снижение», – подчеркнул Завальный.
Глава комитета по энергетикеобозначил несколько наиболее острых проблем в сфере энергосбережения. Среди них недостаток экономических, отсутствие внеэкономических (штрафных) стимулов для снижения энергоемкости, дефицит инвестиций, крайне низкий уровень бюджетной поддержки проектов в данной сфере, отсутствие полной системы учета потребляемых энергоресурсов…
За счетчики ответит поставщик
Заместитель руководителя РостехнадзораАлександр Рыбас назвал «концептуальной проблемой» недостаточное внимание к повышению энергоэффективности технологических процессов во всех отраслях промышленности. «Сегодня доля затрат электроэнергии на производство единицы продукции в США – 17%, в Китае – 19, а в России – 40%. А мы продолжаем фокусировать внимание на энергосбережении в коммунальном секторе. Как это соотносится с ключевой задачей повышения глобальной конкурентоспособности экономики страны?», – задал он вопрос участникам слушаний.
В ходе обсуждения председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский предложил перенести ответственность за организацию учета энергетических ресурсов и установку счетчиков с потребителя на поставщика. По словам сенатора, это позволит повысить уровень энергосбережения и дисциплины платежей за энергоресурсы.
В свою очередь в Госдуме считают целесообразным рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения. Такое предложение, кстати сказать, содержится в официальном заключении комитета по энергетике на проект федерального бюджета 2018 года, который уже обсуждается в нижней палате парламента.
Читайте также
Последние новости