Россия стремится стать важным игроком в урегулировании конфликта в Афганистане, где сошлись интересы различных региональных и глобальных сил, включая Соединенные Штаты. Хотя Запад остается крайне подозрительным в отношении Москвы, особенно после разоблачения ее предполагаемой попытки повлиять на прошлогодние президентские выборы в США, а также отравления оппозиционного активиста Алексея Навального, в Афганистане интересы Москвы и Вашингтона сегодня очень близки, хотя и не полностью совпадают.
Одна из причин такого положения связана с транзитом газа из Туркменистана в Южную Азию. И именно этим объясняется тот факт, что любой вариант мирного урегулирования в Афганистане требует более интенсивного сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами, а не дальнейшего усиления вражды.
Конференция расширенной «тройки» по Афганистану, состоявшаяся в российской столице 18 марта, – одна из многочисленных дипломатических инициатив, призванных ускорить зашедший в тупик афганский мирный процесс.
Даже несмотря на то, что Россия отозвала своего посла из Вашингтона после того, как Джо Байден заявил, что Владимир Путин «дорого заплатит» за якобы имевшее место вмешательство в выборы, а также подтвердил интервьюеру, что российский президент является убийцей, специальный представитель Соединенных Штатов Залмай Халилзад все же полетел в Москву, чтобы принять участие в саммите. Кроме него в Россию прибыли представители Китая, Пакистана и Катара, а также различных афганских политических сил. Хотя движение «Талибан» официально запрещено в России, его лидеры также присутствовали на переговорах.
Это уже не первый раз, когда Кремль ведет переговоры с талибами. Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году и увяз там на десять лет. За это время около 15 тысяч советских военнослужащих были убиты исламскими боевиками-моджахедами, которые действовали при поддержке Соединенных Штатов.
Вторжение, целью которого была поддержка дружественного коммунистического правительства, опустошило страну. За эти десять лет были убиты более миллиона афганцев, а инфраструктура страны оказалась в значительной степени разрушена. Но после того как талибы окончательно взяли власть в свои руки в 1996 году, Россия установила контакты с их руководством.
С тех пор Кремль занимает прагматическую позицию в отношениях с «Талибаном». Москва никогда не отказывалась вести с ними переговоры, поскольку в Кремле отдают себе отчет, что эту исламистскую группировку невозможно исключить из политической реальности сегодняшнего Афганистана. В 2019 году делегация «Талибана» провела переговоры с российскими должностными лицами в Москве, после того как переговоры американцев с этой организацией провалились.
С точки зрения России, нынешнее правительство в Кабуле слишком зависимо от Соединенных Штатов, и именно поэтому Кремль стремится укрепить свои связи с его главным соперником, «Талибаном». Впрочем, в то же время Россия пытается поддерживать хорошие отношения и с центральным правительством страны.
Другими словами, Россия балансирует между двумя основными политическими силами, хотя имеются признаки, что она пытается убедить Кабул, что у него нет иного выбора, кроме как прийти к соглашению с талибами о разделе власти и балансе сил в «постамериканском» Афганистане.
Талибы уже фактически правят на значительной части территории Афганистана. Они дали твердое обещание поддерживать и защищать строительство трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI). После введения в эксплуатацию TAPI будет доставлять природный газ из туркменского месторождения Галкыныш через Афганистан и Пакистан в Индию. Это является одной из причин, почему и Москва, и Вашингтон вынуждены заключать соглашения с группировкой. Соединенные Штаты уже продемонстрировали свою готовность сотрудничать с «Талибаном», чтобы защитить свои геополитические интересы в регионе.
Команде Байдена предстоит серьезное решение. Дело в том, что 1 мая наступает крайний срок вывода оставшихся 2500 американских военнослужащих из Афганистана, в соответствии с достигнутым в феврале 2020 года соглашением между администрацией бывшего президента США Дональда Трампа и «Талибаном». На данный момент, впрочем, неясно, станет ли Вашингтон пытаться официально отложить вывод войск.
Одна крупная проблема для Соединенных Штатов заключается в том, что вероятность сохранения дружественного Вашингтону режима в Кабуле после ухода американцев из Афганистана весьма невелика. Однако если они не уйдут, страна легко может погрузиться в очередную полномасштабную войну.
С другой стороны, Россия опасается, что Соединенные Штаты могут попытаться сохранить в Афганистане постоянные военные базы, с которых они могут окружать Иран и защищать американские интересы в странах Центральной Азии, прежде всего касающиеся их природных ресурсов. Москва также обеспокоена ростом террористической активности в северных провинциях Афганистана, граничащих с бывшими советскими республиками, такими как Таджикистан и Узбекистан.
На самом деле нейтрализация потенциальных угроз от террористических группировок с юга является главным интересом Москвы уже на протяжении многих лет. Впрочем, некоторые западне аналитики, утверждают, что Москва использует эту угрозу для наращивания своего военного присутствия в Центральной Азии, при этом храня молчание об аналогичных намерениях Соединенных Штатов.
Фактически обе страны разделяют в Афганистане общие цели, хотя пути их достижения различаются. И в любом случае официально декларируемая цель как России, так и США заключается в том, чтобы не допустить превращения страны экстремистскими группировками в рассадник мирового терроризма после вывода американских войск.
Конференция, организованная Россией, стала одной из многих дипломатических инициатив, направленных на придание нового импульса мирному процессу. Турция недавно заявила о своем намерении провести очередной раунд мирных переговоров по Афганистану в Стамбуле в апреле нынешнего года. Независимо от места проведения, успех или даже ограниченный эффект таких переговоров будет зависеть от мастерства российской дипломатии в области убеждения и заманчивых предложений.
Однако крайне в маловероятно, что Россия окажется в состоянии в одиночку обеспечить устойчивый мир в Афганистане. Опыт Соединенных Штатов – лучшее доказательство, что ни один гарант мира, какой бы мощной державой он ни являлся, не способен справиться с этой задачей в такой стране как Афганистан.
Таким образом, будущее этой истерзанной войной страны будет зависеть от широких геополитических договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Пожалуй, можно утверждать, что это потребует перевода афганского процесса в иное русло, чем спор Москвы с Вашингтоном по поводу выборов в США и истории с Навальным.
Вопрос заключается в том, способна ли это сделать новая администрация в Вашингтоне, которая пытается показать, что она может быть еще более жесткой к традиционным противникам Америки, включая Россию и Китай.
Читайте также
Последние новости