Россия выделила около 235 миллионов долларов США для реконструкции инфраструктуры аэропортов в Дальневосточном регионе. Этот шаг призван остановить дальнейшую депопуляцию региона, на который приходится более третьей части территории страны, в то время как численность населения составляет всего 5 процентов от общего значения.
Подпись к изображению: Здание аэропорта в Петропавловске-Камчатском
Об этом заявил в конце декабря 2017 года министр транспорта Максим Соколов, который сказал, что деньги из федерального бюджета будут выделены для улучшения условий работы авиаузлов Хабаровска, Якутска, Экимчана, Магадана и других городов. Аналитики пессимистически восприняли призывы министра к иностранным инвесторам, но в то же время они полагают, что модернизация будет иметь большое значение на местном уровне.
Российский Дальний Восток – это огромная территория с низкой плотностью населения и экстремальными погодными условиями, что обусловливает высокую стоимость освоения: расстояния и, соответственно, необходимые объемы вложений в инфраструктуру, весьма значительны, в то время как число людей, которые, вероятно, будут ей пользоваться, крайне невелико. Отсутствие рабочей силы также крайне негативно влияет на способность региона разрабатывать свои богатейшие природные ресурсы.
В 2018 году для развития дальневосточных аэропортов будет выделено почти 38 миллионов долларов США, а в 2019 году эта сумма составит 97 миллионов долларов. В 2020 году предполагается довести объем капиталовложений до 100 миллионов долларов. Реконструкция и модернизация затронет около 40 аэропортов. Российское правительство считает, что благодаря этим мерам транспортная мобильность на Дальнем востоке увеличится в полтора раза, вернувшись к значениям, которые в последний раз наблюдались в 2012 году.
В последние годы количество авиапассажиров, направляющихся на Дальний Восток и обратно, неуклонно растет. Если в 2016 году рост составил 5,8 процента, то в 2017 году этот показатель, по предварительным данным, оказался вдвое больше. Так, за первые 11 месяцев 2017 года аэропорты Дальнего Востока обслужили более 8,5 миллионов пассажиров, что на 11,7 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
«Из 229 российских аэропортов, на этот регион приходится 82, – сказал в интервью газете Asia Times министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. – Между тем, степень износа инфраструктуры аэропортов составляет 80 процентов». Этот регион значительно пострадал от масштабной депопуляции и разрушения инфраструктуры в девяностые годы.
«В 1990-е годы авиакомпании избавились от своих обязанностей по обслуживанию аэродромной инфраструктуры и сосредоточились исключительно на перевозке пассажиров, поэтому наземные активы сильно обветшали и пришли в упадок, – рассказала корреспонденту Asia Times специалист по экономике транспорта в Дальневосточном институте экономических исследований Анна Бардал. – Планируемые меры в высшей степени актуальны, поскольку уже давно назрела необходимость модернизации инфраструктуры воздушного транспорта на Дальнем Востоке».
В 1990 году на Дальнем Востоке было 470 аэродромов и посадочных полос, однако на сегодняшний день это число упало приблизительно до 100 объектов. Менее половины (49%) аэродромов Дальнего Востока обладают в настоящее время бетонными взлетно-посадочными полосами. Остальные располагают лишь земляными взлетными полосами, что делает их неработоспособными в межсезонье.
По мнению Анны Бардал, было бы чрезмерно оптимистичным надеяться, что иностранные инвесторы вложат свои средства в реконструкцию местных аэропортов, но отдельные воздушные узлы могут оказаться для них привлекательными.
«Учитывая отсутствие коммерческой привлекательности большинства дальневосточных аэропортов, расположенных в отдаленных северных регионах с низкой плотностью населения, привлечение средств частных инвесторов для их реконструкции в рамках государственно-частного партнерства не представляется возможным, – полагает Анна Бардал. – Привлекательными для иностранных инвесторов, на мой взгляд, являются не аэропорты регионального и локального сообщения, где пассажиропоток традиционно низок, а узлы федерального и международного значения, такие как Хабаровск, Владивосток, Якутск и другие».
Финансовый консультант Максим Кривелевич согласен с тем, что дальневосточные аэропорты могут не справиться с задачей привлечение инвестиций.
«Инвестиции в рыночной экономике осуществляются с целью получения прибыли или увеличения капитала. Поэтому инвесторы всегда идут туда, где баланс между риском и рентабельностью более предпочтителен. Следует признать, что в нашем случае аэропорты являются малопривлекательной целью для иностранных инвесторов, поскольку, хотя эти деньги были бы очень желанными, вряд ли у них будет возможность вернуть вложения и извлечь какую-либо прибыль. Таким образом, отсутствует мотивация, обусловленная соотношением риска и прибыли. Хотя уровень риска является довольно низким, перспективы получения прибыли вообще практически никакой», – сказал Кривелевич.
Он также полагает, что иностранные компании могут участвовать в реконструкции исключительно в качестве подрядчиков. По его мнению, иностранные инвесторы более заинтересованы в инвестициях в дальневосточные морские порты, где есть более значительные перспективы получения прибыли.
«На Дальнем Востоке иностранцы могут инвестировать в морские порты и получить, таким образом, новый канал для перемещения товаров с севера Китая или угля из России в соседние страны. В связи с этим, вкладывать деньги в низкодоходную и жестко регулируемую государством сферу авиаперевозок, не столь интересно», – добавил эксперт.
Читайте также
Последние новости