Следующая новость
Предыдущая новость

Россия меняет приоритеты, переходя к созданию истребителей новой разработки

15.11.2021 23:17

Поскольку на Ближнем Востоке сохраняется напряженность между государствами, в основном поддерживающими Запад, и такими странами, как Афганистан, Сирия и Иран, российская промышленность будет стремиться использовать возможности для экспорта в регион своей оборонной продукции. Здесь, в Дубае, российский «Рособоронэкспорт» (стенды A05, A06) надеется убедить потенциальных клиентов в том, что страна готова к тому, чтобы не ограничиваться эффективными, но все более дорогими модернизациями и модификациями Су-27 и МиГ-29.

Новейшие и наиболее совершенные варианты МиГ-35 и Су-35- пользовались лишь умеренным успехом на экспортном рынке из-за того, что машины становились все более дорогими как в плане первоначальной закупки, так и в плане эксплуатации, с точки зрения стоимости лётного часа.

«У российских самолётов просто не предусмотрено варианта с намного более дешёвой эксплуатацией, в отличие от их западных аналогов», — отмечает один из польских военных аналитиков. – «Здесь действительно применима старая пословица: «Вы покупаете истребители и платите за них фунтами». Что мы [в польских ВВС] обнаружили, так это насколько дороже обходится эксплуатация МИГ-29 по сравнению с F-16, поскольку Польша имеет на вооружении оба самолёта и их можно сопоставить».

По этой и другим причинам МиГ-35 до сих пор не имеет зарубежных заказчиков, а Су-35 пока закупили только ВВС НОАК и Египет, причем в небольших количествах. Хотя «Суперфланкер», как его иногда называют, является эффективной платформой (а также новым самолетом для пилотажной команды «Русские витязи»), он очень большой и тяжелый и даже ещё более дорогой в эксплуатации, чем Су- 27 первоначальной модификации.

Опции «пятого поколения»

Чтобы избежать ловушки морального устаревания, российская промышленность с начала прошлого десятилетия работает над проектами самолетов нового поколения. Первоначально эти усилия в основном были сосредоточены на разработке противовеса американскому F-22A Raptor от Lockheed Martin, — ПАК ФА / T-50. Впоследствии российская промышленность разработала набор прототипов для проверки бортовых систем, используемых в конструкции самолета.

Модель серийно производящегося самолёта теперь известна под названием Су-57 и несёт в себе многие черты американского истребителя – это двухмоторная конструкция, отличающаяся интегральным планером, обеспечивающим малозаметность его для радаров. Однако габаритные размеры Су-57 меньше, чем у Су-27 и Су-35 но по-прежнему больше, чем у Миг-29. Как и у самолётов предыдущего поколения, которые он призван заменить, двигатели разделены для обеспечения большей малозаметности.

Детали конструкции Су-57 подчеркивают то, что говорит один из критиков всей концепции истребителей «пятого поколения», американский аналитик Джеймс Стивенсон: «Лейбл пятое поколение» — это, скорее, маркетинговая уловка, не более. Технически к этой категории относятся всего 4 самолета: F-22, китайский J-20, Су-57 и F-35, то есть две американских модели, одна российская и одна китайская. Если учесть пятую — Shenyang J-31/ FC-31 и его модификации — можно сказать, что сегодня существует 5 моделей самолетов этого типа».

«Но что вы заметите — это совершенно разные самолеты с почти взаимоисключающим набором задач. Малозаметность в той или иной степени — это лишь один из аспектов, благодаря которому их относят к следующему поколению, но во многих отношениях это единственная основная характеристика, которая их всех объединяет». Причём Су-57 обладает наименьшей малозаметностью из всех пяти машин.

Другая трудность, с которой сталкивается Су-57, заключается в том, что затраты на его производство оказались выше, чем первоначально планировалось, особенно если учесть весьма небольшое объём начального уровня производства. В начале прошлого десятилетия многие предполагали, что Индия присоединится к программе в качестве партнера, а другие страны, эксплуатирующие одну или несколько модификаций Су-27 и Су-30, станут его зарубежными заказчиками.

Ни того, ни другого не произошло, а, значит, что единственным заказчиком остаются ВКС России. Кроме того, в серийное производство не поступили ни РЛС с активной сканирующей решеткой (АФАР) НИИП Н036 «Белка», ни разрабатываемый двигатель 5-го поколения «Изделие 30». Пока на Су-57 устанавливается та же РЛС НИИП N035 «Ирбис» и двигатели серии 117С / АЛ-41Ф, что и на Су-35.

Следующий шаг – мат (Checkmate)

Московский авиационно-космический салон МАКС, который проводится раз в 2 года, всегда используется в качестве площадки для того, чтобы российский аэрокосмический сектор коллективно расхваливал свои достижения. Кроме того, это идеальный форум для объявления новых инициатив, которые отрасль планирует представить через 4 месяца в Дубае.

Этот сценарий был разыгран снова в этом году, когда был представлен новый концепт одномоторного истребителя. Хотя модель названа Checkmate, некоторые аналитики называют её Су-75, хотя предположительно официального обозначения у этой модели ещё нет.

Самолет, представленный 20 июля на МАКСе, первоначально описывался как «прототип», но в более поздних отчетах указывалось, что продемонстрированная машина представляет собой нелетающий «гибрид», который является частью прототипом и частью макетом. Гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и главный конструктор ОКБ Сухого Алексей Булатов рассказали об этой программе на МАКСе, но рассказали лишь о некоторых основных характеристиках. Они заявили, что первый полет состоится через два года, и что серийное производство может начаться уже через 4 года, несмотря на скептицизм по поводу этих сроков со стороны отраслевых аналитиков, которые считают, что сборка может начаться не раньше, чем через 7 лет.

Предполагается, что программа восполнит потребность на международном рынке в доступной альтернативе F-35 Lockheed Martin. Российская команда разработчиков заявляет, что Checkmate будет стоить от 25 до 30 млн. долларов.

Самым большим препятствием для Checkmate вполне может стать недостаток государственного финансирования и отсутствие заказов от ВКС. Программа могла бы создать некоторую экономию за счет того, что машина будет оснащена одним из тех же двух двигателей «Изделие 30», которые сейчас проходят испытания для программы Су-57, и будет иметь модификацию той же РЛС N036 AESA.

Однако в прошлом ВКС не проявляли особого энтузиазма в отношении небольших однодвигательных платформ, и большинство российских аналитиков говорят, что за последние несколько лет ситуация не сильно изменилась.

«Если Checkmate не станет программой для ВКС, зарубежному заказчику продать эту машину будет трудно», — говорит один из давних специалистов по российской аэрокосмической отрасли. «Однако, в конце концов, им, наверное, придётся принять эту программу по той простой причине, что Су-57, вероятно, будет недоступен в количестве, необходимом для замены нынешнего парка истребителей предыдущего поколения».

Источник

Последние новости