Премьер-министр Синдзо Абэ инспектирует Силы самообороны в Асаке, префектура Саитама, 14 октября 2018 г. Фото; AFP
В то время как на Западе наблюдается возрождение германского милитаризма, на Востоке мы наблюдаем такое же явление в Японии.
После катастрофического поражения во Второй Мировой войне, Токио отказался от многолетних войн в пользу пацифистского мировоззрения, пообещав применять силу только для защиты японской территории в случае нападения – никогда не вести войны, если она неспровоцированна противником. Однако в последние годы японские политические лидеры, особенно бывший премьер-министр Синдзо Абэ, попытались вырвать страну из раковины послевоенной замкнутости.
Усиление Китая обеспечило Абэ полезное алиби в поиске путей укрепить вооружённые силы страны с минимальными внутриполитическими осложнениями. Он протолкнул закон, позволяющий Японии защищать союзников, утвердил новый план по наращиванию военных мускулов и проводил кампанию за внесение в конституцию Японии, предусматривающую отказ от войн, поправок с целью официального возрождения вооружённых сил страны, пока две недели назад он не ушёл в отставку.
Сейчас Япония может более эффективно защищать свою территорию и сотни островов, дать отпор, если ей бросят вызов, патрулировать глобальные морские маршруты и давать отпор противнику, где и когда это потребуется. Этот эволюционный переход от милитаристской империи в пацифистскую страну и от миролюбивой страны обратно к воинственной политической культуре даёт США намного более сильного союзника для совместного ведения войны, но, с другой стороны, это может серьёзно усилить региональную напряжённость и увеличить перспективы войны с Китаем и Россией.
Россия в современной истории дважды становилась жертвой германского милитаризма. И Россия, и Китай исторически понесли тяжёлые потери от рук идеологии японского милитаризма. В 1904 году Япония начала войну против России, совершив внезапное нападение. В 1910 году, после нескольких лет борьбы и псевдоуправления, Япония официально аннексировала Корейский полуостров. А в 1932 году Япония создала марионеточное государство в Китае.
Неоспорим исторический факт, что Япония была необычайно сильной, непреклонно амбициозной и беспощадно жестокой по отношению к Китаю. Во время шестинедельной резни в Китае, известной сегодня как «резня в Нанкине», японские солдаты убили примерно 300 тысяч китайцев и изнасиловали 80 тысяч женщин.
И в случае с Германией, и в случае с Японией мы видим несомненные признаки повторяющейся истории. Япония – во многих отношениях точная копия того, что происходит в Германии.
Повестка Абэ заключалась в том, чтобы, с одной стороны, дать толчок рушащейся экономике Японии, и одновременно, с другой стороны, проводить жёсткую внешнюю политику, с особым упором на противостояние Китаю. Всего через несколько месяцев после вступления на пост премьер-министра, Абэ заявил в интервью The Wall Street Journal: «Я понял, что от Японии ожидают лидерства не только на экономическом фронте, но и в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
В декабре 2918 года Абэ опубликовал новый 10-летний оборонный план, в котором среди прочего содержится намерение преобразовать вертолётоносец «Идзума» в авианосец, что даст стране первый корабль этого типа со времён Второй Мировой войны; расходы примерно в 240 млрд. долларов США на Силы самообороны Японии на следующие 5 лет; продолжение неуклонного увеличения расходов на национальную оборону; а также приобретение новых самолётов-истребителей на замену устаревших.
Понятно, что все эти вооружения предназначено не для защиты самой территории Японии, а для наращивания потенциала Японии проецировать силу вовне.
Однако, в отличие от Германии, японское общественное мнение при Абэ стало глубоко разделенным и где-то двойственным по отношению к его инициативам, законодательно закрепляющим милитаризацию. Либерально-демократическая партия Абэ делит власть с Комейто, чтобы остаться у руля, а база Комейто в основном пацифистская. Неоднозначная позиция Комейто оказалась серьёзным препятствием для амбиций Абэ изменить японскую конституцию и сделать страну региональной державой с глобальным видением.
Честно говоря, Япония также чувствует, что находится в опасности, в окружении неминуемой угрозы – со стороны Северной Кореи и давнего соперника — Китая. Японские вооруженные силы — наиболее уважаемый институт в Японии, и японское общество больше не против армии, хотя и все еще против войны. Но суть в том, что даже после ухода Абэ у лидера, желающего иметь более традиционные вооруженные силы в Японии, будет благоприятный политический климат, чтобы настаивать на изменениях.
Берлин играет ведущую роль в наступлении Запада на Россию и возглавляет боевую группировку НАТО в Литве. Кроме того, Германия и США тесно сотрудничают в мероприятиях НАТО, направленных против России.
Германия – самый важный плацдарм для подразделений НАТО, дислоцированных на границах восточно-европейских стран и России. А немецкие СМИ наводнены требованиями о том, чтобы страна наконец-то выполнила требования НАТО и увеличила военные расходы до 2% ВВП.
(Сейчас они составляют 1.38% ВВП, хотя недавно Германия значительно увеличила военные расходы и планирует проекты вооружений на многие миллиарды).
Между тем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе у Японии также нередки территориальные споры как с Россией, так и с Китаем.
Автор: М.К.Бхадракумар (Индия) — кадровый дипломат, в бывший посол Индии в СССР, эксперт по внешней политике, колумнист и автор ряда изданий
Читайте также
Последние новости