В старой песне Фрэнка Синатры полеты на Луну означали «игры со звездами» и знакомство с «жизнью на Юпитере и Марсе», другими словами, нечто «наполняющее сердце песней». Но сегодня, в третьем десятилетии XXI века, все иначе. Исследование Луны — это глобальная политика и потенциально 2-триллионный бизнес.
Лунная политика сделала большой скачок вперед в прошлый вторник, когда было объявлено о подписании Москвой и Пекином меморандума о взаимопонимании, предусматривающего сотрудничество в создании новой лунной исследовательской станции, которая будет представлять собой «комплексную научно-экспериментальную базу, построенную на поверхности Луны или на ее орбите и обладающую всеми возможностями для долгосрочной автономной работы».
Совместное заявление гласит, что лунная станция будет предназначена для «междисциплинарной и многоцелевой научно-исследовательской деятельности, такой как изучение и освоение Луны, астрономические наблюдения с лунной поверхности, фундаментальные научные эксперименты и технический контроль».
Без сомнения, этот проект является альтернативой многолетнему предшествующему сотрудничеству между российским «Роскосмосом» и НАСА. Вполне вероятно, что Россия и Китай готовятся бросить США вызов в космосе. По всей вероятности, Вашингтон не может рассматривать это как безобидное событие.
Россия и Китай таким образом реагируют на стратегическое решение администрации Трампа исключить их из так называемых «Соглашений Артемиды», которые Вашингтон опубликовал в 2020 году. Речь идет о комплексе основополагающих принципов, касающихся американской программы пилотируемого исследования Луны. Москва и Пекин рассматривают программу «Артемида» как узурпацию власти, поскольку США все чаще говорят о космосе как о новой сфере военных действий. Согласно различным публикациям, предполагается создать на поверхности Луны «зоны безопасности», которые окружали бы будущие американские лунные базы, якобы для предотвращения вмешательства и ущерба со стороны конкурирующих стран или компаний, действующих в непосредственной близости.
Помимо огромного потенциала научных открытий, все космические технологии имеют двойное назначение, и научная работа всегда может быть превращена в разработку нового оружия. Разумеется, эта сфера имеет также колоссальную экономическую составляющую. Согласно сообщениям СМИ, НАСА инвестирует десятки миллиардов долларов в программу «Артемида», которая предусматривает высадку людей на Луне к 2024 году, а затем создание условий для «устойчивого присутствия» на южном полюсе Луны, а также добычу частными компаниями лунных пород и грунтовых вод, которые могут быть преобразованы в ракетное топливо.
В свою очередь Китай также планирует к 2050 году создать на Луне специальную экономическую зону. В Пекине ожидают, что после того, как она начнет функционировать, эта зона принесет триллионную прибыль за счет услуг и производства, а также добычи внеземных природных ресурсов. Китай уже начал инвестировать в космическую солнечную энергетику, технологию, которую он намерен использовать для энергоснабжения лунной базы. Планируются также инвестиции в развитие транспортной системы, которая свяжет Землю с ее естественным спутником.
У Соединенных Штатов все еще есть возможность привлечь к сотрудничеству Россию (которая прежде всего заинтересована в деньгах), поскольку космические агентства двух стран, НАСА и «Роскосмос», фактически сотрудничают в космосе на протяжении последней четверти века, совместно эксплуатируя Международную космическую станцию (МКС). Однако у Москвы создается ощущение, что администрация Байдена предпочла бы полное размежевание.
Необходимо подчеркнуть, что расширение китайско-российского сотрудничества в космосе происходит на фоне ухудшения отношений обеих стран с Соединенными Штатами в последние годы. Между тем, Китай фактически сделал Россию равным партнером в области космических полетов, которые он осуществляет и планирует в будущем, опережая российскую программу, застопорившуюся в последние годы из-за недостатка финансирования.
У Китая имеются весьма амбициозные планы. Он намерен занять лидирующую позицию в экономическом и военном использовании космического пространства, и располагает достаточным количеством средств, чтобы обойти США в том, что касается космической промышленности, технологии, дипломатии и военной силы. Планы Китая заключаются в индустриальном доминировании на орбите, и он выделил значительные ресурсы на исследования экономической ценности этого пространства, а также его роли в сфере национальной безопасности, включая потенциал космического производства, добычи ресурсов и генерации электроэнергии.
Программа освоения космоса хорошо согласуется с «земными» геополитическими целями Пекина, такими как привлечение партнеров в инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) за счет создания расширяющейся сети космических и наземных станций спутниковой связи. Продвижение услуг по запуску космических аппаратов и спутников, а также подключения к глобальной навигационной системе Beidou в рамках проекта «космического Шелкового пути» будет способствовать усилению зависимости его участников от Китая. Имея Россию на своей стороне, Китай мог бы более уверенно привлекать к сотрудничеству страны Азии, Африки и Латинской Америки, создавая параллельные программы освоения Луны.
Кроме того, Китай неуклонно приближается к лидерству в секторе коммерческих запусков кораблей и спутников и уже сумел подорвать позиции некоторых американских и других поставщиков подобных космических услуг на международном рынке, тем самым угрожая лишить средств космическую индустрию этих стран.
Пекин рассматривает освоение Луны как основу для установления долгосрочного присутствия в космическом пространстве и отправную точку для дальнейших миссий по исследованию открытого космоса. Его программа предусматривает создание транспортного хаба, вращающегося по земной орбите, к которому пристыкованы шаттлы с ядерными двигателями для дальних космических полетов. В свою очередь, доступ к этим шаттлам с Земли предполагается обеспечить за счет космических ракет многоразового использования.
Лунная станция будет также играть важную роль в китайских планах развития космической солнечной энергетики. Этот футуристический источник энергии Китай намерен развернуть на полную мощность к 2050 году. Теоретически, он может обеспечить весь мир практически неограниченным количеством возобновляемой энергии.
Космос неумолимо превращается в главную сферу экономической и военной уязвимости Соединенных Штатов, поскольку Китай выводит на орбиту множество противоспутниковых кибернетических, электромагнитных и иных вооружений, способных нанести удар почти по любым космическим активам Америки. Народно-освободительная армия Китая разработала доктринальные концепции применения этих вооружений, предусматривающие эскалацию в форме нападения на космические системы противника на начальной фазе конфликта. Важно также, что США будет трудно удержать Китай от использования этого оружия, учитывая их уязвимость в космосе.
С геополитической точки зрения, подписанное на прошлой неделе долгосрочное китайско-российское соглашение является неопровержимым доказательством того, что американская стратегия двойного сдерживания, направленная против Китая и России, – не более чем фантазия, порожденная «пережитками эпохи однополярности». Фредерик Кемпе, глава Атлантического совета, одного из самых влиятельных аналитических центров США по глобальным проблемам, написал в одном из комментариев, что «для администрации Байдена важно решить, как эти события должны быть учтены в ее новой политике по отношению к путинской России». Однако какой бы курс не избрал Байден, он поступил бы мудро, если бы не стал усугублять ошибки, сделанные прежними администрациями из-за заблуждений по поводу слабости России или чрезмерного внимания к Китаю.
Впрочем, как бы то ни было, не следует ожидать разворота в американской политике по отношению к России при Джо Байдене. Американские элиты и стратегическое сообщество не желают считаться с реальностью, признать, что США находятся в упадке, а глобальное превосходство остается далекой мечтой. Решение Москвы, свидетельствующее о том, что она видит свое космическое будущее в содружестве с Китаем, лишний раз говорит о растущем стратегическом сближении двух евразийских держав.
Читайте также
Последние новости