Следующая новость
Предыдущая новость

Россия и Китай нацелились на Средиземное море: сможет ли Америка справиться с этим вызовом?

19.11.2018 14:49
Россия и Китай нацелились на Средиземное море: сможет ли Америка справиться с этим вызовом?

Согласно Стратегии национальной безопасности США, принятой в 2018 году, существуют два фактора, вызывающие растущее беспокойство Америки и ее союзников по НАТО по поводу расстановки сил в Средиземноморье. Во-первых, это развертывание Россией сил ВМФ у берегов Сирии. Во-вторых, это предложенное Китаем инфраструктурное и финансовое содействие уязвимой экономике европейских стран. Возрождающаяся Россия и набирающий силу Китай очевидно стремятся к доминированию в средиземноморском регионе, и это требует от США перенаправления усилий.

Средиземное море по-прежнему остается стратегическим перекрестком для трех континентов. Выход в Средиземное море обеспечивает доступ ко всему мировому пространству, и Россия и Китай стремятся получить право вето посредством геополитического и геоэкономического влияния на принятие странами региона экономических и дипломатические решений и решений в области безопасности. Например, доступ к Персидскому заливу от восточного побережья США через Средиземное море и Суэцкий канал ближе, чем от западного побережья через Тихий и Индийский океаны.

Таким образом, американские коммуникации оказываются под двойной угрозой. Во-первых, Россия и Китай привносят нестабильность в восточное Средиземноморье, и это затрагивает как союзников и партнеров Америки, так и экономические интересы самих США. Во-вторых, Москва и Пекин, похоже, осознали, что Средиземное море — настоящая «ахиллесова пята» Америки, дающая возможность влиять на политику США во всех сферах, включая способность Америки противодействовать угрозе, исходящей от Ирана или от различных экстремистских организаций Ближнего Востока и Северной Африки.

Организовать противодействие России и Китаю в Средиземном море возможно только общими усилиями США, НАТО и их партнеров. Требуются большие вливания в экономику, чтобы она выдержала бремя мероприятий в Средиземноморье.

Прикрываясь лозунгом восстановления стабильности на Ближнем Востоке, Россия активно мешает участию США в гражданской войне в Сирии. Совместно с президентом Сирии Башаром аль-Ассадом Россия нанесла ряд ударов по Исламскому государству (ИГИЛ), что дало российскому президенту Владимиру Путину повод заявить: «То, что мы нанесли поражение в Сирии одной из главных группировок ИГИЛ, чрезвычайно важно и для Сирии, и для России, и для всего мира». Делая вид, что заинтересована в разгроме ИГИЛ (искренне или с целью давления на другие страны), Россия получает предлог для постоянного присутствия в восточном Средиземноморье. Помощь президенту Ассада — повод для размещения и дальнейшего усиления российской военно-морской базы в Тартусе — единственного подконтрольного России порта в теплых морях.

Также, рассчитывая расширить свое военное присутствие в регионе, Россия вкладывает обильные инвестиции в Грецию, Кипр, Египет и Алжир. В северо-восточном районе Средиземноморья размещены российские противокорабельные крылатые ракеты, радиолокаторы и противовоздушные комплексы С-300, что создает все более нарастающую угрозу для войск США. Министр обороны России Сергей Шойгу подчеркнул, что в Средиземноморье «сконцентрированы наиболее существенные угрозы национальным интересам России». Он заявил о планах России возродить военно-морское присутствие в Средиземном море, воды которого хорошо знакомы русскому флоту со времен «холодной войны». С 1 по 8 сентября 2018 года Россия провела военно-морские учения в Средиземном море — крупнейшие со времен распада СССР. В настоящий момент Россия заявляет, что 5 ноября в средиземноморские воды вошел ее новый фрегат, имеющий на борту крылатые ракеты большой дальности «Калибр». Несколькими месяцами ранее российская военно-морская группировка у берегов Сирии уже была усилена новыми кораблями.

Тем временем Си Цзиньпин, с того самого момента, как занял кресло верховного руководителя Китая, проводит в стране масштабные реформы. Основой его видения китайской экономики является лозунг «Один пояс — один путь», в котором заложен «призыв укрепить единство между странами региона и вместе двигаться к прекрасному будущему». Приобретение Китаем морских портов в Греции, Египте, Алжире, Турции и Израиле наглядно свидетельствует о распространении интересов Китая на средиземноморский регион. Покупка портов сулит значительную коммерческую выгоду обеим сторонам, как и инфраструктурные проекты, связанные с китайским присутствием. Для восточного Средиземноморья это является альтернативой партнерству с американцами. Китайский вариант обещает быстрые результаты и меньше волокиты с подготовкой договоров и обеспечением прозрачности сделок, чем это обычно происходит на Западе. Это создает угрозу долгосрочным интересам США в регионе. Готовность председателя Си к финансовому сотрудничеству с диктаторами может привести к усилению местных режимов, и Америка окажется не в состоянии на это повлиять.

Ситуацию в регионе также осложняют экстремистские организации и скрытно, но активно поддерживающий их иранский режим. Аятолла не только стремится удержать власть в стране, но и строит долгосрочные планы на региональное доминирование. Иранское проникновение в регион осуществляется путем поддерживания кровавой бойни в Сирии, усиления военной машины Ирана и финансирования ХАМАС, Хезболлы и джихадистов Хути. Позиции Ирана в регионе нестабильны, но его стремление вытеснить Америку из этого региона не ослабевает со времен исламской революции 1979 года. В свою очередь террор экстремистских организаций (включая и не финансируемых Ираном) вызвал массовый отток беженцев. Только в этом году 100 тысяч человек в поисках убежища прибыли в Европу, преодолев Средиземное море. Из них 2 тысячи погибли в пути. Силы безопасности европейских стран всерьез сосредоточились на задаче не допустить проникновения в Европейский Союз лиц, способных представлять опасность. К тому же, проблема беженцев тяжелым финансовым бременем легла на южно-европейские страны — члены НАТО, расположенные вдоль Средиземного моря.

Америке придется мобилизовать все ресурсы — в сфере дипломатии, обмена информацией, военного сотрудничества и экономических инвестиций. Россия и Китай всерьез нацелились на Средиземное море и Европу. Первым шагом, который мог бы предпринять Вашингтон, может стать постоянно присутствие в регионе ударных авианосных групп, проведение совместных учений в целях укрепления военного взаимодействия и активное привлечение к сотрудничеству партнеров и потенциально дружественных государств региона.

Какую бы стратегию ни избрали США в восточном Средиземноморье, их соперники не станут ждать, пока демократы и республиканцы придут к соглашению по этому вопросу. Успехи, которых достигли Россия и Китай к настоящему моменту, означают, что они готовы в будущем бросить серьезный вызов интересам Америки в этом регионе, а враждебное отношение к Западу со стороны Ирана и экстремистских группировок продолжит в ближайшем будущем оставаться преградой на пути к устранению хаоса.

Источник

Последние новости