После распада Советского Союза России потребовалось около двадцати лет, чтобы изменить свою политику в отношении арабского мира. Ей удалось преуспеть в позиционировании себя как партнера нескольких арабских структур и альянсов и создать впечатление, что Москва проводит разную политику в отношении разных арабских стран.
Идеологические соображения, которые доминировали в советско-арабских отношениях между двадцатыми и девяностыми годами прошлого столетия, исчезли с распадом Советского Союза. Царская Россия стремилась использовать слабости Османской империи, которая в то время доминировала над обширными частями арабского мира. Она продвинулась к Балканам, Крыму и Кавказу, ведя прямые войны или поддерживая местные повстанческие движения против османских правителей. Так, Россия поддержала восстание во главе с Али-бей аль-Кабиром, правителем Египта, и его союз с Захиром аль-Умаром в Палестине. Это привело к бомбардировке российским флотом Бейрута, который контролировали турки, и его кратковременной оккупации в 1773 году. Россия также основала несколько религиозных школ и монастырей на Святой Земле в Палестине.
Советы прекратили эту политику, потому что большевики не были особенно заинтересованы в арабском мире. Ситуация изменилась после Второй мировой войны и превращения Ближнего Востока в важнейшую арену конкуренции с Западом в рамках холодной войны. Поэтому Советский Союз поддерживал национально-освободительные движения, которые назывались «прогрессивными режимами, борющимися против колониализма».
Идеология была не единственным фактором, который определял советскую политику в регионе. Москва поддерживала прогрессивные движения, а также вела ожесточенную борьбу против Соединенных Штатов и их союзников, стремясь укрепить свои позиции на Ближнем Востоке. Ей удалось добиться победы, поддержав Гамаля Абдель-Насера и направив войска в регион во время войны 1967 года для поддержки арабских союзников. Россия в то время игнорировала практику репрессий против арабов-коммунистов, которые должны были бы быть ее естественными союзниками. Вместо этого, Москва решила следовать своим геостратегическим интересам.
Однако, ветры на Ближнем Востоке круто переменились, когда Анвар ас-Садат изгнал советских военных советников из Египта в 1972 году, и когда Хафез Асад начал проводить в Сирии политику открытости в отношении Запада, порвав со своим левым предшественником Салахом Джадидом. Государства Персидского залива, ни одно из которых не имело дипломатических связей с Советским Союзом, также находились в те годы на подъеме.
Отношения между Россией и арабскими странами переживали затишье в девяностые годы, когда Москва еще не оправилась от распада Советского Союза. Ее политика в течение этого периода была сосредоточена на укреплении безопасности на евразийских территориях. Кроме того, Россия прилагала усилия к формированию союзнических отношений с бывшими советскими республиками, Китаем как восходящей великой экономической державой, а также Европой, с которой у нее были давние исторические связи.
В начале второго десятилетия XXI века арабский мир вновь привлек внимание России. В девяностые годы в регионе наблюдалось относительное спокойствие, на смену которому пришли потрясения, вызванные вторжением США в Ирак в 2003 году и последующими восстаниями «Арабской весны».
Тем временем, Европа продолжала настороженно следить за Россией, усиливая напряженность в двусторонних отношениях своей настойчивостью по вопросу о размещении американских ракет, а также поддерживая те силы, которые Россия воспринимала как враждебные, на Украине, в Грузии и других странах. Дело дошло до того, что Россия в 2014 году присоединила Крым. Последствия этого события Ближний Восток ощутил, когда Москва пошла на военное вмешательство в Сирии, чтобы поддержать режим президента Башара аль-Асада в его борьбе против местных повстанческих группировок.
Тогда многие считали, что вмешательство Росси приведет к полному разрушению отношений с арабскими странами, поддерживающими сирийскую оппозицию. Однако, российской дипломатии удалось переключить внимание арабского мира на вопросы, которые волновали обе стороны, такие как проблемы энергетики. Россия на протяжении этого всего периода проводила активную политику по деликатным вопросам, касающимся арабских стран, таким как проблема Палестины.
Таким образом, в российско-арабских отношениях восторжествовал прагматизм, и обеим сторонам удалось избежать конфликтов, приняв список приоритетов, пусть и не идеальный, который отражает баланс сил на местах.
Читайте также
Последние новости