Последние советские русские солдаты покинули Венгрию в 1991 году после 47-летней оккупации, оставившей продолжительный, далеко не позитивный след в венгерском национальном сознании. Однако наши связи с Россией базируются не только на воспоминаниях прошлого, это постоянно развивающаяся и переменчивая сущность. Если исходить из сегодняшней позиции правительства Орбана, создаётся впечатление, что по сравнению с тем, как мы видели русских 30 лет назад, отношения между обеими странами сегодня намного лучше.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в отличие от многих других европейских лидеров, не шарахается от позитивных отношений с российским лидером Владимиром Путиным. У него были важные встречи с Путиным в прошлом, и он привёл российскую модель в качестве успешного примера «либерального общества». Россия, и всё в большей степени Венгрия, попадают под огонь за их политику в различных сферах, таких как регулирование деятельности СМИ, религия и права ЛГБТ.
Наиболее очевидный пример венгерско-российского сотрудничества — это проект атомной электростанции Пакш II. Эта АЭС, стоимость строительства которой, по оценкам, составит 12 млрд. евро, на 80% финансируется за счет кредитов российского правительства. У этого проекта было много недоброжелателей, в том числе бывший президент Ласло Сойом, который критиковал секретность переговоров с Россией.
В целом нынешние отношения Венгрии и России можно охарактеризовать как своего рода балансирование, но оно не ограничивается Россией.
Орбан проделал замечательную работу по уравновешиванию этих интересов до настоящего времени, но бывают моменты, когда баланс удержать не удаётся, и Венгрия рискует упасть со своего спортивного снаряда.
Самое недавнее отклонение случилось всего несколько недель назад, когда Виктор Орбан открыл новый памятник Джорджу У.Бушу на площади Свободы в Будапеште. Орбан поместил новый памятник в контекст двух уже стоящих на площади монументов – памятника жертвам нацистской оккупации и памятника жертвам советской оккупации. В своей речи он совершенно недвусмысленно заявил: «Как у венгров, у вас есть только два варианта: вы либо на стороне оккупантов, либо на стороне свободы».
Пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова отреагировала на это заявление словами: «Подобные заявления грубо искажают историческую правду и события Второй мировой войны, результаты которой были формализованы в решениях Нюрнбергского трибунала» и, продолжая, делала акцент на добровольном участии Венгрии во Второй Мировой войне.
Всегда забавно слышать от русских разговоры о «справедливости», но в данном случае Захарова (хотя бы наполовину) права. Фактически Венгрия присоединилась к Оси по собственной воле, и это до сих пор вызывает спор вы венгерской историографии.
Но, в конце концов, это всего лишь «война слов», которая не окажет существенного влияния на венгерско-российские отношения. Финансирование Россией энергетического сектора Венгрии ни на минуту не окажется под угрозой из-за того, что Орбан как-то выскажется о Советском Союзе. Россия не друг и не враг; единственное, что можно сказать о ней совершенно определённо, это то, что она ставит свои интересы превыше всего, и когда эти интересы совпадают с интересами Венгрии, мы на какое-то время друзья, а когда нет, мы враги.
Автор: Андрас Васки
Читайте также
Последние новости