Следующая новость
Предыдущая новость

Российское энергетическое доминирование в Европе неизбежно усилится

01.04.2020 22:37
Российское энергетическое доминирование в Европе неизбежно усилится

Хотя шумиха в прессе вокруг недавнего ввода в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток» и завершения проекта «Северный поток-2», возможно, убеждает многих читателей в обратном, энергетическое доминирование России в Европе – отнюдь не новость. В 2018 году Европейская комиссия опубликовала статистические данные, согласно которым ЕС импортировал половину потребляемой энергии. Особенно высока степень этой зависимости для сырой нефти и природного газа.

На Россию в настоящее время приходится около трети европейского импорта газа, причем около 140 миллиардов кубометров доставляется по украинским трубопроводам. Две наиболее важные причины российской газовой монополии носят экономический и практический характер. Речь, разумеется, идет о цене и расстоянии. Географическая близость делает российский газ не только наиболее надежным источником энергии, по сравнению с другими конкурентами, но и обеспечивает ему ценовое преимущество.

Зачем было строить «Северный поток-2» и «Турецкий поток»

Учитывая тот факт, что Россия давно обладает монополией на поставки газа в Европу, логично задаться вопросом, зачем строить два новых газопровода, тем более, что они вызвали столь резкую критику со стороны Соединенных Штатов и некоторых европейских стран. Например, многие противники этих проектов утверждают, что Россия может использовать свое энергетическое доминирование для извлечения геополитических выгод.

Другие утверждают, что «Северный поток-2», по которому российский газ будет поступать непосредственно в Германию, фактически выведет другие страны Европейского Союза из процесса принятия решений, и это не может не привести к обострению напряженность внутри ЕС.

Впрочем, строительство новых газопроводов отвечает долгосрочным интересам России в широком смысле. Оба проекта не только закрепляют ее монополию в области поставок газа, но и открывают двери для расширения экспорта российского газа в Китай, а также для захвата дополнительной доли рынка сжиженного природного газа (СПГ). «Северный поток-2», прежде всего, усиливает роль России как экспортера газа на европейский рынок и позволяет ей осуществлять поставки в обход Украины, избавляясь от зависимости от сложившейся в этой стране неблагоприятной политической ситуации. «Турецкий поток» также способствует снижению этой зависимости, поскольку он будет служить для поставок в Южную Европу и Турцию.

Отвечая на озабоченность противников укрепления позиций России в связи с энергетической безопасностью, многие европейские политики указывают на проект закона, направленный на предотвращение манипулирования рынком со стороны России, а также на долгосрочные цели: устранение проблем безопасности поставок и диверсификацию источников энергии за счет постепенного отхода от использования ископаемых видов топлива. Так называемый «третий энергетический пакет», например, призван либерализовать и интегрировать рынки природного газа, чтобы в конечном итоге разрушить монополию российских государственных корпораций (то есть «Газпрома» и «Роснефти»).

Стратегия Энергетического союза ЕС призвана создать такую ситуацию, когда каждое государство Евросоюза будет иметь доступ, по меньшей мере, к трем различным источникам природного газа. Кроме того, многие европейские страны постепенно снижают долю ископаемых источников энергии в своем балансе. Так, например, некоторые страны Балтии строят терминалы СПГ (например, терминал в Клайпеде) чтобы диверсифицировать свой газовый импорт и повысить долю энергоносителей с низким содержанием углерода.

Несмотря на эти попытки повысить свою энергетическую зависимость, у Европы фактически отсутствуют серьезные средства для достижения этой цели. Во всяком случае, до 2030 года российский трубопроводный газ и глобальные поставки СПГ будут оставаться двумя главными источниками газа для Европейского Союза. Более того, до 2025 года Европе не приходится рассчитывать на появление каких-либо существенных трубопроводных поставок, за исключением российских.

После аннулирования российского проекта «Южный поток» в 2014 году, Москва быстро сориентировалась и заменила его другим проектом. «Южный поток», возглавляемый «Газпромом», был призван обеспечить доставку российского газа по дну Черного моря в Болгарию, а затем его распределение по странам Европы. Однако, в связи с присоединением Крыма и последовавшим за ним вмешательством России в конфликт на востоке Украины, а также из-за разногласий, возникших между ЕС и «Газпромом» по поводу регулирования поставок, этот проект был отменен.

«Газпром» отреагировал на возникшие проблемы подписанием в декабре 2014 года меморандума о взаимопонимании с турецкой государственной газовой компанией BOTAS Petroleum Pipeline Corporation о строительстве «Турецкого потока». В 2019 году этот газопровод был официально введен в эксплуатацию, а 8 января 2020 года президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в церемонии открытия и объявили о его готовности к использованию.

После успешного завершения строительства газопровода «Северный поток» в 2012 году «Газпром» выступил с предложением о прокладке дополнительных ниток (позже эта идея получила название «Северный поток-2»). В 2015 году российская корпорация подписала соглашение с компаниями Royal Dutch Shell, E.On, OMV, и Engie о строительстве «Северного потока-2». Польше удалось блокировать реализацию этого проекта в 2017 году, что вынудило «Газпром» разработать новый план финансирования с участием компаний Wintershall, Engie, OMV, Royal Dutch Shell и Uniper.

В 2018 году Германия выдала разрешение на прокладку «Северного потока-2» в своих территориальных водах. Хотя Соединенные Штаты угрожают санкциями тем компаниям, которые сотрудничают в реализации проекта с «Газпромом» — эти угрозы уже заставили швейцарскую Allseas отказаться от завершения работ – «Газпром» заявляет, что в состоянии завершить строительство в одиночку и рассчитывает ввести объект в строй к концу 2020 года.

Многие наблюдатели отмечают, что «Турецкий поток», скорее всего, является ответным ударом по ранее запланированному проекту «Южный газ», который поддерживают Соединенные Штаты. Этот проект предусматривает прокладку трубопровода из Азербайджана в Европу. Что касается «Северного потока-2», он представляет собой попытку отказаться от услуг Украины как транзитной страны. В свете сказанного, нет ничего удивительного в том, что представители правительства США выразили обеспокоенность по поводу «Турецкого потока» и «Северного потока-2», заявив, что они представляют угрозу для энергетической независимости и безопасности Европы.

Многие центрально-европейские и восточно-европейские страны воспринимают трубопровод как попытку подорвать европейское единство и обойти транзитные государства, такие как Польша и Украина, тем самым лишив их немалых транзитных сборов. Тем не менее, Германия утверждает, что проект продиктован исключительно рыночной целесообразностью. В ответ на американские угрозы введения санкций, Германия предупредила Вашингтон о том, что ему следует «заниматься своими проблемами».

В совокупности «Турецкий поток» и «Северный поток-2» обеспечивают Россию возможностью транспортировать в Европу более 140 миллиардов кубометров природного газа, что почти соответствует общей пропускной способности украинской газотранспортной системы. «Турецкий поток» не только означает усиление российской монополии на поставки газа в Южную и Юго-Восточную Европу, но и служит дальнейшему укреплению российско-турецких связей. Учитывая финансовые стимулы для Германии, связанные с ее превращением в новый европейский распределительный газовый узел, неудивительно, что «Северный поток-2» также ведет к укреплению российско-германских отношений.

Российское энергетическое доминирование – решенный вопрос

Строительство «Турецкого потока» и «Северного потока-2» служит укреплению доминирующего положения России на энергетическом рынке, однако, следует понимать, что это не даст Москве новых политических рычагов, как утверждают многие критики. Поскольку один трубопровод уже введен в эксплуатацию, а второй должен быть завершен в 2020 году, как «Турецкий поток», так и «Северный поток-2» служат иллюстрацией укрепления позиций России на европейском рынке, а также расширения ее присутствия на других рынках. Эта газовая монополия дополнительно усиливается тем фактом, что спрос на европейском рынке в ближайшие годы будет только расти.

В 2019 году Европа импортировала 123 миллиарда кубометров, почти вдвое больше по сравнению с 2017 годом. Кроме того, противники новых проектов, которые указывают на угрозы энергетической независимости и безопасности Европы, прежде всего в Соединенных Штатах, фактически не имеют реального влияния на политику Евросоюза. Хотя угроза санкций в наказание за сотрудничество с «Газпромом» в некоторой степени способствовала снижению заинтересованности, в этом случае экономические интересы неизбежно возьмут верх над интересами безопасности. Географическая близость России к Европе означает, что российский газ в обозримом будущем будет ближе и дешевле, чем любой другой.

Впрочем, следует отметить, что хотя газовые рынки Европы, возможно,
«обречены» на зависимость от российских поставок, Россия в такой же степени зависит от Европы как покупателя ее газа. Другими словами, Европа является самым важным рынком для российского экспорта природного газа, и это ограничивает способность Москвы использовать поставки энергоносителей для достижения политических целей, не подвергая серьезному риску свои экономические отношения с Европой.

Таким образом, усиление российского доминирования в энергетической сфере с вводом в эксплуатацию «Северного потока-2» является неизбежным. Тем не менее, это не является поводом для озабоченности, как пытаются всех убедить русофобски настроенные противники сотрудничества с Россией.

Источник

Последние новости