Неизменно сложные и напряженные отношения между Токио и Москвой в последние месяцы заметно ухудшились, и стратегам в Азиатско-Тихоокеанском регионе необходимо тщательно оценить возникающие опасности.
19 октября десять российских и китайских военных кораблей прошли через Сангарский пролив (пролив Цугару), разделяющий главные японские острова Хоккайдо и Хонсю. Хотя этот маневр не является незаконным, поскольку их курс пролегал в международных водах, подобная демонстрация силы является недвусмысленным напоминанием для Японии, что у нее имеются могущественные и не особенно дружелюбные соседи с собственными планами относительно регионального и мирового порядка.
Между тем, Россия в последние годы неуклонно укрепляет свой Тихоокеанский флот. Согласно официальной информации, она планирует масштабную модернизацию береговых объектов и намерена дислоцировать в регионе дополнительные обычные и ядерные подводные лодки.
Москва обозначила свое недовольство соглашением AUKUS, а также явным намерением НАТО более активно вмешиваться в вопросы безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому, когда японский премьер-министр Фумио Кисида заявил 10 ноября, что Япония будет жестко вести себя с Китаем и Россией, это никого особенно не удивило.
Российско-японские отношения неуклонно ухудшаются в течение последнего года. Эту тенденцию подчеркнул визит российского премьер-министра Михаила Мишустина на спорные Курильские острова в июле 2021 года. Кроме того, Москва предприняла дополнительные меры по усилению фортификации этих островов.
Итак, что же происходит? Российско-японские отношения на протяжении двух последних десятилетий представляли собой явную аномалию в Северо-Восточной Азии. После завершения холодной войны две страны предприняли немало шагов для улучшения двусторонних отношений, добились прогресса в области демилитаризации, а также сформировали хорошие коммерческие связи, в частности в области энергетики и рыболовства.
Кроме того, в годы правления премьер-министра Синдзо Абэ российско-японские отношения устойчиво продвигались в позитивном направлении. В общей сложности Абэ и Путин встречались 27 раз, что свидетельствует о постоянном активном диалоге.
В свое время Абэ решительно проигнорировал явные возражения президента США Барака Обамы и нанес визит в Россию для встречи с Путиным в мае 2016 года, чем отчасти помог преодолеть международную изоляцию Кремля после острого украинского кризиса в 2014-2015 гг.
Абэ не удалось добиться прорыва в вопросе о спорных островах, однако их теплые личные отношения с Путиным и интенсивное общение позволили добиться заметных экономических и культурных достижений.
Кроме того, следует отметить важный позитивный побочный эффект. Он заключался в том, что хорошие отношения между Москвой и Токио помогли смягчить напряженность на Корейском полуострове в особенно острый период 2017-2018 гг.
Безусловно, Абэ так долго и упорно «ухаживал» за Путиным вовсе не из любви к русской икре или матрешкам. Им двигала решимость не допустить дальнейшего сползания Москвы в орбиту влияния Пекина.
Японские националисты, выступающие за немедленное возвращение островов Итуруп и Кунашир, расположенных к северу от Хоккайдо, непрестанно критиковали «заигрывания» Абе с Путиным. Кроме того, Россия, похоже, окончательно закрыла двери для любых территориальных уступок, приняв в 2020 году соответствующие поправки в Конституцию.
Однако, возможно, эти критики просто не способны осознать более высоких ставок, которые хорошо видел Синдзо Абэ. Ведь речь идет не больше и не меньше, как о будущем Азиатско-Тихоокеанского региона. В отсутствие Абэ критически важные отношения между Японией и Россией оказались в подвешенном состоянии, и это положение более чем устраивает Китай.
26 октября российская газета «Военное обозрение» вышла со статьей под заголовком «…Япония сорвалась с поводка». Она начинается со следующих слов: «Пожалуй, в свете последних событий самое время поговорить о нашем странном соседе, с которым мы так и не подписали мирный договор. Другими словами, мы находимся почти в состоянии войны».
В этой статье также отмечается, что Япония – единственная страна в мире, чья конституция запрещает ей иметь армию и военно-морской флот. Авторы объясняют, что после капитуляции Токио американский генерал Дуглас МарАртур внес такую формулировку в японскую конституцию, чтобы «раз и навсегда охладить пыл воинственных японцев», но сегодня «реваншизм снова восторжествовал в их головах».
Судя по всему, упомянутая статья, появившаяся примерно в то время, когда состоялось первое совместное китайско-российское патрулирование в северной части Тихого океана, и группа военных кораблей прошла через Сангарский пролив, вполне отражает новую и тревожную тенденцию, установившуюся в Северо-Восточной Азии. Кроме того, вскоре ожидаются третьи китайско-российские учения стратегической авиации.
Поскольку китайское влияние на Москву стремительно растет, возможно, японские эксперты в области стратегии будут вынуждены рассмотреть некоторые довольно мрачные сценарии, включая наиболее устрашающий вариант «войны на два фронта», одновременной угрозы с севера и с юга.
По мнению экспертов, в настоящее время вполне возможна реализация тайваньского сценария, в котором Россия фактически нейтрализует Японию, внезапно обозначив агрессивные намерения вокруг Хоккайдо. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, Токио должен по-прежнему добиваться расположения Москвы, продолжая традицию, заложенную Абэ, которая отдает приоритет коммерческому взаимодействию (план сотрудничества из 8 пунктов) перед маловероятным соглашением о территориальных уступках.
Два многообещающих направления российско-японского сотрудничества – урегулирование северокорейской проблемы и освоение Арктики. Теперь, когда вполне очевидно, что никакой денуклеаризации Северной Кореи ожидать не приходится, Япония и Россия должны координировать свои действия и использовать особые возможности, чтобы постепенно облегчить реинтеграцию Пхеньяна в североазиатское региональное сообщество. Между тем, Северный морской путь из Азии в Европу через Северный Ледовитый океан, безусловно, привлекателен для японских морских перевозчиков, и Россия здесь может рассчитывать на дополнительную поддержку.
Вместо участия в символических геополитических играх со странами НАТО, Токио стоило бы сосредоточить усилия на улучшении стремительно разрушающихся отношений с Москвой, пока еще не стало слишком поздно.
Читайте также
Последние новости