Согласно сообщению Абрахама Махши в журнале Air Force Magazine, в США растет тревога по поводу того, что российский президент Владимир Путин может объединить усилия с Китаем для разработки космических вооружений, которые могут сразу остановить всю американскую военную машину. Не следует заблуждаться – эта перспектива действительно не дает покоя Пентагону.
Председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Адам Смит признал, что его главными приоритетами являлись выживаемость и возможности сокращения числа спутников, а также детальный анализ бюджета Космических сил США в размере 17, 4 миллиарда долларов.
«Я не думаю, что «наверстывать упущенное» – это подходящая характеристика, – сказал Смит в ответ на просьбу сравнить американское космическое оружие с вооружениями противников США в ходе дискуссии вашингтонской Группы военных обозревателей (Defense Writers Group). – Мы не отстаем в этой области».
Что именно это означает, остается только догадываться, но демократ из штата Вашингтон заявил, что его приоритетами являются экономическая эффективность запуска и живучесть спутников, а также систем управления и контроля.
Полковник в отставке Дуглас Ловерро заявил 28 июня в Центре стратегических и международных исследований, что снижение издержек, связанных с запуском американских пилотируемых космических кораблей, (ранее НАСА определяло стоимость отправки астронавтов на МКС на борту российских ракет «Союз» в 81 миллион долларов за место) имело двойной эффект: Россия лишилась остро необходимых долларов для финансирования своей военно-космической программы.
Ловерро, который с 2013 по 2017 год занимал должность заместителя помощника министра обороны США по космической политике, также рассказал о проведенном Россией в июле 2020 года испытании коорбитального спутника, который поравнялся с американским разведывательным спутником и проимитировал выпуск снаряда.
Пентагон утверждает, что «Китай и Россия представляют самую большую стратегическую угрозу, поскольку они разрабатывают, испытывают и развертывают противоспутниковые активы, а их военные доктрины предполагают использование этих вооружений в рамках конфликта, распространяющегося на околоземное пространство.
«Они считают это решающим фактором, – сказал Ловерро. – Разумеется, они создают возможности, насколько мы можем судить, чтобы продвигаться вперед и быть уверенными в своей способности уничтожить космические активы США в случае войны».
По данным различных источников, Москва явно рассматривает возможность использования спутников для уничтожения космических аппаратов противника на орбите. И эта заинтересованность России растет, учитывая, что Соединенные Штаты полагаются на спутники для решения целого ряда задач, таких как сбор разведданных, связь, навигация и раннее предупреждение об угрозах безопасности.
Противоспутниковый космический аппарат, известный также как противоспутниковое оружие, или ASAT, может выводить из строя спутники-шпионы, приблизившись к ним вплотную и установив небольшой заряд взрывчатки или отключив солнечную батарею с помощью робота-манипулятора.
Автор статьи в Air Force Magazine утверждает, что российский потенциал в этой сфере сохраняется, хотя он сильно пострадал из-за снижения мировых цен на нефть, которое привело к сокращению доходов Москвы, а также сокрушительных американских санкций, введенных в наказание за вторжение в Крым в 2014 году.
Гражданские космические программы России также пострадали в последние годы. По словам Ловерро, десятилетний бюджет на освоение космического пространства, опубликованный в 2016 году, предусматривал расходы в объеме 53 миллиарда долларов, но на самом деле Москва смогла позволить себе выделить лишь 10 миллиардов.
В дипломатической сфере Россия пытается обуздать усилия США, объединяясь с Китаем и другими странами группы БРИКС, добавил он, описывая стремление ООН ограничить присутствие вооружений в космосе. Россия и Китая «стартовали» в 2008 году, представив резолюцию ООН по ограничению космических вооружений, что, по мнению Ловерро, было попыткой «замедлить» продвижение США в этой области.
Однако, в последнее время Москва и Пекин начали сотрудничать в создании китайской космической станции и подписали меморандум о взаимопонимании относительно потенциальной научно-исследовательской базы на Луне.
Группа экспертов утверждала, что сотрудничество между двумя главными противниками Америки в гражданском освоении космоса может легко распространиться на военные задачи, даже несмотря на возобновление давних разногласий между ними.
«У России имеется печальный опыт обмана в космосе, – заявил Ловерро. – Дело в том, что она обладает опытом, представляющим невероятную ценность для технологически продвинутого, но неопытного в эксплуатации космических систем Китая».
Бывший глава Стратегического командования США и Командования военно-космических сил ВВС США генерал в отставке Роберт Келер поделился своими знаниями о событиях времен холодной войны. «Я думаю, еще неизвестно, что на самом деле представляет собой их партнерство, – сказал он. – В эпоху холодной войны, по моему мнению, когда Россия и Китай заявляли о своем сотрудничестве, они только собирались сотрудничать, но мне они никогда не казались естественными партнерами. Я не уверен, приведут ли их нынешние усилия к чему-нибудь существенному».
Высокопоставленный чиновник по контролю над вооружениями в Госдепартаменте США Кристофер Форд изложил свои взгляды на усилия России и Китая по подписанию договора о запрещении космических вооружений в марте нынешнего года в издании Financial Post.
Форд заявил, что с помощью «лицемерной пропаганды» контроля над космическими вооружениями Москва стремится ограничить возможности Соединенных Штатов, явно не имея никаких намерений прекращать свою собственную программу разработки противоспутниковых вооружений. Речь идет как о наземных противоспутниковых возможностях, так и о том, что, по его мнению, является «реальными противоспутниковыми вооружениями орбитального базирования».
К сожалению, говорить одно и делать при этом совершенно противоположное – обычная практика в международной дипломатии.
Читайте также
Последние новости