Следующая новость
Предыдущая новость

Российско-белорусские отношения и будущее союзного государства

29.04.2020 23:37
Российско-белорусские отношения и будущее союзного государства

Спустя два десятилетия после подписания договора об установлении более глубокой интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, две страны все еще продолжают обсуждать условия этого соглашения, причем без особого успеха. Последняя попытка была предпринята в начале февраля, когда президент Беларуси Александр Лукашенко прибыл в Сочи, чтобы обсудить с российским президентом Владимиром Путиным дальнейший процесс интеграции в рамках союзного государства.

Два лидера также встречались в декабре 2019 года, однако они не смогли прийти к соглашению, в то время как в Минске имели место уличные протесты против интеграции, которые в определенной мере отражают скептицизм населения по этому поводу.

Эти события привели к появлению в СМИ большого количества спекуляций относительно дальнейших шагов Беларуси – присоединится ли она к России или сохранит статус-кво и пойдет на сближение с Западом. Следует также отметить, что незадолго до последнего визита Лукашенко в Россию, в Минск приезжал госсекретарь США Майк Помпео. Целью его визита была нормализация отношений с этой бывшей советской республикой, а также попытка извлечь выгоды из разногласий между Беларусью и Россией.

В силу своего географического положения, Беларусь служит важным транзитным маршрутом между Россией и Европой. По ее территории проложен крупнейший в мире нефтепровод «Дружба», по которому нефть направляется в Западную Европу. Кроме того, Москва поставляет в Европу около 33 миллиардов кубометров природного газа в год по газопроводу Ямал – Западная Европа, также проходящему через Беларусь.

Эти энергетические связи являются важным источником дохода, как для России, так и для Беларуси, но последней не хватает рычагов влияния из-за отсутствия альтернативных поставщиков. Россия использовала свое монопольное положение, чтобы заставить Минск пойти на более глубокую экономическую интеграцию, и даже приостановила поставки нефти, когда переговоры в январе нынешнего года зашли в тупик.

Хотя Беларусь в феврале импортировала около 80 тысяч тонн сырой нефти из Норвегии, чтобы диверсифицировать поставки сырья для своих нефтеперерабатывающих предприятий, импорт из других стран, безусловно, является более дорогим. В прошлом году страна импортировала 17,6 миллионов тонн нефти из Российской Федерации. А в январе 2020 года она получила всего 500 тысяч тонн российской нефти, что в четыре раза меньше запланированного объем поставок. Несмотря на попытки сократить импорт российской нефти до 40 процентов, это весьма непростая задача, поскольку закупать нефть у России даже при условии сокращения субсидий все равно гораздо дешевле, а кроме того у Минска нет особого выбора вариантов ее доставки.

Россия и Беларусь на протяжении последнего десятилетия были вовлечены в периодически обострявшийся нефтяной спор из-за разногласий по поводу цен. Хотя Россия поставляет в Беларусь субсидированные энергоносители, она больше не желает делать это без значительных политических или стратегических уступок. В результате эти субсидии для Беларуси стали предметом спора между двумя государствами, и Путин отметил, что было бы ошибкой «предоставлять Беларуси дальнейшие субсидии на фоне нерешенного вопроса о создании союзного государства».

После того, как 31 декабря истек срок действия ранее подписанных контрактов, Россия прекратила поставки, продолжая переговоры о транзитных пошлинах и объемах экспорта нефти в Беларусь в будущем. Минск жалуется на убытки, которые он терпит из-за налогового маневра, начатого Россией. В целях увеличения своих доходов, Россия решила к 2024 году постепенно снизить экспортную пошлину с 30 процентов до нуля, одновременно повысив налог на добычу нефти. По оценкам минских экспертов, Беларусь будет терять из-за этих изменений 300-400 миллионов долларов в год. В ходе недавних согласований, Беларуси была предложена компенсация за «упущенную выгоду от таможенных пошлин на нефть» в связи с изменениями в налоговом режиме России.

Несмотря на напряженность в отношениях со своим могущественным соседом, Лукашенко сплотил народ, апеллируя к его национальной гордости и призывая к сохранению суверенитета государства. В стране была развернута пропаганда белорусской национальной идентичности, отличной от российской, и общественное мнение было объединено вокруг идеи сопротивления любой интеграции между двумя государствами. Акции протеста в декабре 2019 года против предполагаемого объединения стран, были поддержаны оппозиционными партиями, такими как христианские демократы и Объединенная гражданская партия.

Правительство способствует популяризации белорусского языка, наряду с искусством и культурой, давая толчок «мягкой белорусификации», в расчете на укрепление мягкой силы государства. Кроме того, Минск диверсифицировал свою внешнюю политику, улучшив отношения с Соединенными Штатами, Европейским Союзом и Китаем в рамках провозглашенного президентом Лукашенко «многовекторного подхода». Тем не менее, Россия остается основным торговым и энергетическим партнером Беларуси, на которого приходится около 40 процентов ее экспорта.

Беларусь получает определенные выгоды от своего членства в Евразийском экономическом союзе, которое обеспечивает ей широкий доступ к российскому рынку. Это самая интегрированная страна ЕАЭС с точки зрения торговли. В 2018 году внешнеторговый баланс Беларуси значительно улучшился. Без необходимых экономических реформ, ее экономика выживала благодаря дешевым займам и кредитам Москвы.

Несмотря на свое явное преимущество, бывшая сверхдержава не хочет, чтобы ее считали чрезмерно стремящимся доминированию партнером по переговорам, опасаясь повторения в Беларуси украинского сценария. Нельзя недооценивать геополитические выгоды, которые получает Россия от сохранения своего влияния в постсоветском пространстве, а также в странах НАТО, таких как Литва и Латвия. Беларусь по-прежнему обеспокоена угрозой утраты суверенитета. В год выборов Лукашенко действует крайне осторожно, с одной стороны пытаясь обеспечить себе гладкое переизбрание, а с другой – стремясь добиться уступок от России, не прекращая поиска путей диверсификации экономики.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день перспектива дальнейшего затягивания переговоров представляется более вероятной, чем любое решение о создании союзного государства. Это связано, прежде всего, с тем, что все внимание сосредоточено на угрозе, связанной с пандемией коронавируса, которая делает процесс диверсификации на фоне глобальной рецессии еще более проблематичным для Беларуси.

Источник

Последние новости