Несмотря на серьезные разногласия между двумя странами и сближение Москвы с Пекином, в Вашингтоне растет осознание того, что конструктивные отношения с Россией жизненно необходимы для решения целого ряда проблем, в том числе урегулирования в Афганистане и возобновления иранской ядерной сделки. Российско-американские отношения имеют огромное значение, причем у них есть не только двустороннее измерение. Речь идет о том, что за их развитием пристально следят многие страны, имеющие тесные экономические и военные связи с Россией и не желающие делать трудный выбор.
Соединенные Штаты и Россия тесно сотрудничают в деле урегулирования ситуации в Афганистане, особенно после захвата страны движением «Талибан», а также в связи с возобновлением переговоров в Вене, касающихся Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), более широко известного как соглашение об иранской ядерной программе. Ряд стратегических аналитиков утверждают, что политика администрации Байдена в отношении России должна отличаться от его курса в отношении Китая, даже несмотря на то, что в последние годы между двумя странами возник ряд серьезных разногласий, которые привели к росту напряженности.
Президент США Джо Байден встретился с российским президентом Владимиром Путиным в июне 2021 года в Женеве. По итогам саммита Байден заявил, что общий тон встречи был позитивным, в то время как Путин с одобрением отозвался об американском коллеге, назвав его «уравновешенным» и «зрелым политиком». Совсем недавно госсекретарь США Энтони Блинкен беседовал министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, и среди прочих тем они обсуждали возобновление иранской ядерной сделки.
Поддержание конструктивных отношений с Россией имеет особую важность для США, поскольку, несмотря на свою близость с Пекином, Россия заставила временное правительство талибов сформировать более инклюзивную систему власти. В кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, российский министр иностранных дел подчеркнул, что «вопрос о международном признании движения «Талибан» в настоящее время не стоит на повестке дня».
Хотя Россия заявила о том, что готова помочь Афганистану справиться с гуманитарным кризисом, она неоднократно говорила, что «Талибан» должен выполнить данные им обещания в отношении формирования инклюзивного правительства, а также соблюдения прав меньшинств и женщин в стране.
Отношения между Россией и Ираном в последние годы также на подъеме, что объясняется изменившейся глобальной и региональной геополитической обстановкой. Москва подталкивает Вашингтон к более активным действиям в направлении возобновления СВПД. Только недавно, в ходе своего визита в Москву иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян подтвердил важность двусторонних отношений между Москвой и Тегераном. Возвращение к переговорам по СВПД, согласно сообщениям СМИ, обсуждалось в ходе этой встречи. Оно же было одной из тем дискуссии между Энтони Блинкеном и Сергеем Лавровым. Иранский министр иностранных дел заявил, что Тегеран готов в ближайшее время вернуться к переговорам о возобновлении СВПД. Как и Россия, Иран удовлетворен составом временного правительства талибов в Афганистане и согласен с тем, что оно должно быть более инклюзивным.
За развитием российско-американских отношений будут внимательно следить многие страны, особенно те, у которых существуют тесные экономические и военные связи с Россией. В то время как Америка смягчила свою позицию в отношении газопровода «Северный поток-2», соединяющего российский порт Усть-Луга и германский Грайфсвальд, она заняла жесткую позицию в отношении приобретения несколькими странами российской системы ПВО С-400. Соединенные Штаты в декабре 2020 года ввели санкции против Турции в соответствии с законом CAATSA (о противодействии противником Америки посредством санкций) за покупку С-400, а также исключили Анкару из производственной программы F-35. Соединенные Штаты утверждают, что приобретение Турцией российской системы вооружения противоречит ее обязательствам в качестве члена Североатлантического альянса и представляет угрозу для партнерства НАТО в сфере безопасности.
Аналогичным образом, Вашингтон предупредил Индию о том, что против нее также будут введены санкции, если Нью Дели приобретет системы С-400. Первая партия этих зенитно-ракетных комплексов, скорее всего, будет доставлена в Индию уже в этом году. В ходе своего визита в Нью-Дели заместитель госсекретаря Венди Шерман заявила: «Мы достаточно недвусмысленно заявили, что любая страна, которая захочет использовать С-400, станет объектом санкций. Мы считаем подобные действия опасными не отвечающими ничьим интересам. Тем не менее, у нас сохраняются прочные отношения с Индией».
Заявление Шерман имеет большое значение в связи с тем, что между Вашингтоном и Нью-Дели наблюдается явное сближение в связи с геополитической ситуацией, складывающейся в Афганистане, а также в Индо-Тихоокеанском регионе.
Администрация Дональда Трампа также намеревалась ввести санкции против Индии на основании закона CAATSA, но бывший министр обороны Джим Мэттис был против подобного шага и решительно выступал за предоставление освобождения от санкций американским партнерам, включая Индию. Бывший госсекретарь США Майк Помпео также заявил, что санкции не должны касаться стран, с которыми у Соединенных Штатов тесные связи.
Итак, управляемые отношения между Москвой и Вашингтоном необходимы не только в двустороннем контексте, но и в связи с ситуацией в Афганистане после захвата страны талибами, возобновлением СВПД и другими глобальными проблемами. Соединенные Штаты должны предоставить странам больше свободы для развития экономических и оборонных связей с Россией. Хотя Вашингтон изменил свой подход к газопроводу «Северный поток-2» на более прагматичных, пока неясно, сделает ли он то же самое в отношении приобретения различными странами ракетных комплексов С-400.
Читайте также
Последние новости