Как утверждается, российский агент, работавший под прикрытием, тело которого было обнаружено в Берлине, мог быть казнён своими коллегами по подозрению в сотрудничестве с Западом.
Дипломат Кирилл Жало, 35 лет, был обнаружен без признаков жизни на тротуаре у российского посольства в центре Берлина 19 октября в 7.20 утра немецкими охранниками.
Как сообщает Der Spiegel , похоже,, Жало разбился насмерть, упав с верхнего этажа здания.
Однако отец дипломата, генерал-лейтенант Алексей Жало, как сообщается, является высокопоставленным сотрудником контрразведки ФСБ, связанным в тайными операциями против оппозиционных деятелей и журналистов в России.
Находящийся сейчас в изгнании российский журналист Роман Доброхотов, редактор издания The Insider, опубликовавшего ключевые разоблачения, связанные со смертью дипломата, утверждает, что его, вероятно, убили.
У Кирилла Жало был дипломатический статус, и поэтому его смерть германскими властями не расследовалась. Сообщения о его смерти появились только две недели спустя.
Доброхотов высказал подозрения, что Жало-младший был причастен или знал о предполагаемом убийстве чеченского командира Зелимхана Хангошвили, которому дважды выстрелили в голову в берлинском парке Кляйнер Тиргартен в августе 2019 г.
Жало-младший начал свою работу в Берлине за два месяца до предполагаемого убийства, сказал Доброхотов, и «прибыл в самый горячий момент подготовки к убийству в июне (2019)»; в причастности к этому убийству подозревался также и его отец.
Жало-младший был «сам офицером ФСБ, и тот факт, что его отец был причастен к внесудебным казням… делает его возможное участие в убийстве Хангошвили весьма вероятным».
Доброхотов предположил, что в рамках расследования смерти Хангошвили, которого Москва объявила в розыск, вполне вероятно, что к дипломату обратились немецкие «правоохранительные органы».
Подозрение российских спецслужб в том, что он готов был пойти на сотрудничество, «было достаточным поводом, чтобы попытаться убить его», — заявил Доброхотов.
По его словам, альтернативные версии — случайное падение из окна посольства или самоубийство сотрудника ФСБ «выглядят полным абсурдом» и «в них невозможно поверить».
Официальной причины смерти Жало не было названо, потому что посольство отказало в вскрытии, а немецкая прокуратура не имеет полномочий проводить расследование из-за дипломатического статуса Жало.
Никакого официального дела о смерти дипломата не заводилось, поскольку посольство отказало в произведении вскрытия, а прокуратура Германии не имеет полномочий расследовать дело из-за дипломатического статуса Жало. Его тело было передано России в тот же день, когда его обнаружили.
Российское посольство признало смерть Жало, поскольку новость опубликовали СМИ; посольство назвало это «трагическим происшествием» и отказалось давать дальнейшие комментарии «по этическим причинам».
«Все процедуры, связанные с репатриацией тела дипломата на родину, были оперативно согласованы с соответствующими немецкими правоохранительными и медицинскими властями в соответствии с существующей практикой», — говорится в заявлении посольства. Кроме того, в нём сказано, что «предположения, которые появились в ряде западных СМИ» по поводу смерти дипломата, «абсолютно неверны».
Министерство иностранных дел Германии также подтвердило факт смерти дипломата, но заявило, что не может предоставить дополнительную информацию по «причинам конфиденциальности».
Жало-старший является главой Управления ФСБ по защите конституционной системы, которое было замешано в многочисленных заговорах с убийствами, включая неудавшееся отравление критика Кремля Алексея Навального. Управление также было связан с неудавшимся отравлением писателя Дмитрия Быкова в России в 2019 г., а также политика и писателя Владимира Кара-Мурзы в 2015 и 2017 гг.
Жало-младший работал третьим секретарем постоянного представительства России при ООН в Вене с 2013 по 2019 год, затем в июне 2019 г. переехал на работу в Берлин – за два месяца до убийства Хангошвили.
Жало-мл. официально числился в Берлине дипломатом, но спецслужбы Германии подозревают, что на самом деле он был агентом под прикрытием.
Имеющиеся в открытом доступе данные показывают, что оба Жало ранее были зарегистрированы по одному адресу в Москве, а до этого в Ростове-на-Дону, откуда происходит эта семья.
Свидетельств о причастности что Жало-мл. к планированию либо к убийству Хангошвили нет.
По подозрению в санкционированном государством убийстве Хангошвили сейчас в германской тюрьме сидит другой человек, Вадим Красиков. Имеются данные, что он поддерживал контакты с оперативниками ФСБ накануне смерти Хангошвили и, возможно, проходил у них обучение по владению оружием. Среди оперативников ФСБ, с которыми предположительно встречался Красиков, есть агенты, связанные с Жало-старшим, хотя нет доказательств того, что эти двое контактировали напрямую.
Читайте также
Последние новости