Следующая новость
Предыдущая новость

Российский средний класс открывает двери частным поставщикам медицинских услуг

24.02.2018 12:18
Российский средний класс открывает двери частным поставщикам медицинских услуг

С момента распада Советского Союза минуло чуть больше 26 лет, и средний класс в России пользуется многими современными удобствами, к которым привыкли жители остальной Европы.

Глобальные розничные сети заполняют торговые центры, а улицы города наводнены иностранными автомобилями. Зарубежные туристические поездки теперь доступны не только элите, а в знаменитые рукопашные схватки в московских супермаркетах компании Ikea в выходные дни вступают только бесстрашные или отчаянные люди. Однако, существует стремительно растущая деловая ниша для среднего класса России, на которую только в последнее время стали обращать серьезное внимание. Речь идет о медицинских услугах.

На российском рынке здравоохранения объемом около 2,2 триллиона рублей (около 39 миллиардов долларов) доминируют государственные поставщики услуг, наследие коммунистической системы здравоохранения Советского союза. Сегодня эта система явно перегружена и испытывает существенный дефицит финансирования. Согласно отчету известной аудиторской компании KPMG, количество больничных коек на 10 тысяч человек населения в России сократилось со 137 в 1990 году до 84 в 2015 году, а число больниц сократилось с 35 до 23 тысяч.

Россияне стали жить дольше, при этом рождаемость в стране упорно сокращается. Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что в ближайшие шесть лет доля населения трудоспособного возраста упадет почти на 10 процентов. Согласно отчету, это может оказать давление на размер государственных расходов на душу населения, и спровоцировать «риск снижения качества и доступности медицинской помощи».

В то же время среди представителей среднего класса стремительно растет спрос на медицинские услуги западного стандарта, которые соответствовали бы их новым моделям iPhone и импортным продуктам. Поэтому неудивительно, что расходы на услуги частного здравоохранения за последние пятнадцать лет выросли в десять раз, что составляет почти треть всего рынка, в то время как более 500 тысяч россиян ежегодно выезжают за границу для хирургических операций или иного лечения.

Этот растущий спрос и чрезвычайно фрагментарный характер существующего частного рынка, в котором доминируют маленькие частные клиники (клиники одного врача) и автономные больницы, делает весьма перспективными инвестиции тех компаний, которые стремятся к формированию отечественных сетей медицинского обслуживания.

«Мы берем лучшие достижения государственной системы здравоохранения России и совмещаем их с преимуществами Европы и США для создания новой системы», – рассказывает Елена Брусилова, генеральный директор компании Medsi Group, крупнейшего в стране частного провайдера медицинских услуг с 40 клиниками.

Компания Medsi принадлежит АФК «Система», одному из крупнейших частных конгломератов в России. Эта бизнес-структура более известна благодаря компании МТС, лидеру рынка мобильной связи, а также сети магазинов «Детский мир», специализирующейся на торговле детскими товарами. Официальные представители компании «Система» утверждают, что Medsi может стать ее самым ценным активом.

«Когда мы выйдем на федеральный уровень, мы получим частичную монополию на предоставление полного спектра высококачественных медицинских услуг по всей стране, – говорит Артем Сиразутдинов, вице-президент АФК «Система», контролирующий работу Medsi Group. – Что касается полномасштабного предоставления медицинских услуг на федеральном уровне, у нас нет конкурентов, кроме правительства».

Однако, получить кусочек российского рынка здравоохранения будет не так легко, и отнюдь не дешево. Компания Medsi потратила 4,3 миллиарда рублей (760 миллионов долларов) на строительство больницы в Москве два года назад. Она планирует открыть еще четыре клиники в 2018 году. Однако, доходы растут примерно на 30 процентов в год, а конкуренты активно следуют примеру первопроходцев. Группа компаний «Мать и дитя», ориентированная на репродуктивную медицину, родовспоможение, а также уход за беременными женщинами и матерями, управляет 34 клиниками по всей России. Ее прибыль выросла на 72 процента за период между 2014 и 2016 годами. Еще одна компания, «Чайка», частный медицинский бизнес, управляет пятью больницами в Москве.

Компания Medsi стремится использовать спрос на лечение за рубежом за счет создания специального медицинского парка на окраине Москвы. В следующем году состоится его открытие, и это позволит международным госпиталям создавать здесь свои клиники и работать по своим внутренним лицензиям. Таким образом, россияне смогут консультироваться у иностранных врачей, не выезжая за пределы страны. «Мы привозим иностранных врачей в Россию и тем самым переворачиваем всю идею медицинского туризма с ног на голову», – говорит Артем Сиразутдинов. Он рассказывает о том, что компания ведет переговоры с несколькими американскими, европейскими и южнокорейскими партнерами. «Это будет дешевле, чем поездка для лечения за границу, и таким образом лечение станет доступным для большего числа россиян».

Впрочем, такие крупные инвестиции в российский рынок здравоохранения сопряжены с определенной степенью риска. Многие россияне, которые отправляются для лечения за границу, часто скептически относятся к альтернативным вариантам, независимо от того, насколько современные технологии применяются в разных клиниках.

Но в силу того, что государственные расходы по-прежнему не в состоянии обеспечить удовлетворение растущих потребностей, а средний класс продолжает становиться более обеспеченным и требует западного уровня качества услуг, здравоохранение выглядит весьма привлекательной сферой для инвестиций со стороны компаний, обладающих значительными ресурсами.

Источник

Последние новости