Пока вы читаете это, флотилия российских судов в холодных балтийских водах вблизи датского острова Борнхольм спешит завершить прокладку последних 150 километров 1230-километрового газопровода «Северный поток-2», по которому из России в Германию будет доставляться природный газ. Этот проект стоимостью 11 миллиардов долларов, возглавляемый российской государственной энергетической компанией «Газпром», удвоит пропускную способность существующего подводного трубопровода.
С самого начала «Северный поток-2» вызвал массу споров и противоречий, которые привели к неоднократным задержкам в его строительстве. Он не только породил конфликт между Германией, крупнейшей экономикой Европейского Союза, и странами Центральной и Восточной Европы, утверждающими, что дополнительные поставки российского трубопроводного газа увеличат зависимость Евросоюза от России, но и настроил Соединенные Штаты против Германии.
В связи с выводом из эксплуатации атомных электростанций после аварии на японской «Фукусиме», в последние годы зависимость германской энергетики от ископаемых видов топлива значительно усилилась. Под влиянием мощной Партии зеленых Берлин также хочет поэтапно отказаться от грязных угольных электростанций по всей стране и к 2038 году заменить их возобновляемыми источниками и природным газом.
По второй нитке трубопровода могут поступать дополнительные 55 миллиардов кубических метров природного газа для обеспечения работы новых станций. Немецкий бизнес инвестировал немалые средства в компанию Nord Stream AG, председатель которой – бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Шредер является личным другом Владимира Путина, которого он, как известно, назвал «безупречным демократом», чем изрядно удивил многих современников.
В то же время многие страны ЕС обеспокоены тем, что Россия может использовать трубопровод, чтобы нанести ущерб энергетической безопасности Европейского Союза и в течение многих лет решительно выступают против этого проекта. У них есть серьезные основания для таких подозрений. В прошлом президент Путин неоднократно использовал поставки природного газа в качестве инструмента внешней политики. Так, в июне 2014 года Москва перекрыла газ Украине, когда резко обострился конфликт между правительством в Киеве и пророссийскими повстанцами на Донбассе. Несколько месяцев спустя, в сентябре, возникла обеспокоенность в связи с внезапным сокращением поставок газа Польше, Словакии и Германии. Многие увидели в этом сигнал предупреждения против продления санкций ЕС, введенных в отношении России из-за незаконного захвата Крыма. Имели место и другие подобные случаи. Превратив свой газовый экспорт в оружие, Москва допустила серьезную ошибку, заставив потребителей нервничать по поводу будущих поставок.
Однако экспорт газа в Европу не менее важен и для самой России. Поскольку она является одним из крупнейших производителей нефти и газа в мире, Россия в значительной степени полагается на доходы от экспорта этих двух сырьевых товаров, которые в 2017 году составили в совокупности 845 миллиардов долларов, или около 60 процентов ВВП России по состоянию на тот год. Возражая против заявлений о чрезмерном влиянии России, Германия указывает на эту «взаимную зависимость» от поставок газа и рынка сбыта.
Администрация Трампа под давлением обеспокоенного Конгресса подписала в 2019-м и 2020 году законы, предусматривающие введение экономических санкций против компаний, так или иначе связанных со строительством трубопровода. Эти меры привели к остановке прокладки более чем на год, прежде чем она возобновилась в прошлом месяце. Бывший президент Трамп постоянно критиковал Германию за недостаточные расходы на содержание НАТО, а также за готовность полагаться на российский газ. «Мы должны защищать Германию от России, но в то же время Германия платит России миллиарды долларов за энергоносители, поставляемые по трубопроводам, – заявил он на предвыборном митинге в Тулсе, штат Оклахома, в июне 2020 года. – Извините меня, но я не понимаю, как это работает?»
Все взгляды были прикованы к новой администрации Байдена, когда она после прихода к власти также назвала «Северный поток-2» «плохой сделкой». Джо Байден имел в виду не только потенциальные манипуляции со стороны Москвы. По его мнению, трубопровод «раскалывает Европу, поскольку он идет вразрез с ее собственными заявленными энергетическими целями, а также ослабляет Украину», которая в настоящее время извлекает немалую выгоду из транзита российского газа через свою территорию.
После четырех лет президентства Дональда Трампа новая администрация явно пытается восстановить и нормализовать отношения с Германией, и Вашингтон проявляет заметное нежелание выводить Берлин из себя, блокируя деятельность компаний, участвующих в строительстве трубопровода, подобно Трампу. Президент Байден, судя по всему, стремится как можно быстрее избавиться от наследия своего предшественника и вернуть союзников «на борт» для решения международных проблем, исходящих от Китая, России, Ирана и других стран. Тем не менее, в ходе слушаний по утверждению в должности новый госсекретарь США Энтони Блинкен дал понять, что «Северный поток-2» по-прежнему остается серьезной проблемой в отношениях между США и ЕС. «Я знаю, что президент Байден хотел бы, чтобы мы использовали все имеющиеся инструменты, чтобы убедить наших друзей и партнеров, включая Германию, не продвигаться вперед с этим проектом», – сказал он.
Ухудшение двусторонних отношений между Берлином и Вашингтоном – далеко не новость. Они стали портиться еще при президенте Рональде Рейгане и достигли низшей точки только при Дональде Трампе. Будучи лидером оппозиции 18 лет назад, Ангела Меркель, которая заняла пост канцлера Германии в 2005 году, была решительной сторонницей прочных евроатлантических связей. Однако Америка при Джордже Буше-младшем и Дональде Трампе в корне изменила ее позицию. Со временем Меркель стала склоняться к идее стратегической автономии Европы, особенно после того, как в прошлом году пришла к выводу, что на президентских выборах в Соединенных Штатах трампизм так и не был побежден, и, следовательно, может однажды вернуться.
Завершение строительства «Северного потока-2» вписывается, по мнению Ангелы Меркель, в концепцию стратегической автономии, и ее, похоже, не волнует, что думает по этому поводу остальная Европа. Это вызывает обеспокоенность среди руководства альянса в Брюсселе. «Любой, кто все еще полагает, что мы должны продолжать реализацию «Северного потока-2», слеп и не отдает себе отчета в том, с каким режимом в Москве мы имеем дело», – заявила Кати Пири, депутат Европарламента от Голландии, во время дебатов по вопросу о газопроводе в январе. После отравления и заключения в тюрьму оппозиционного активиста Алексея Навального Европейский парламент принял резолюцию, призывающую немедленно остановить строительство «Северного потока-2». При голосовании 581 депутат высказался за и всего 50 – против. Примечательно, что эта резолюция также содержала высокую оценку деятельности Навального и жесткую критику правления президента Путина. Впрочем, эксперты предупреждают, что этот проект относится к категории «слишком крупных, чтобы рухнуть», и что никаких санкций и парламентских резолюций не будет достаточно, чтобы перевесить денежные интересы. В любом случае, упомянутая резолюция не имела обязательной силы, и Берлин просто пожал плечами, безапелляционно настаивая на своем утверждении, что проект носит чисто коммерческий характер.
Однако, сейчас для Европейского Союза настали трудные и опасные времена. Брюссель оказался под огнем критики со стороны разгневанных избирателей за свои бездарные действия в борьбе против пандемии и внедрении вакцин. В настоящее время большинство европейских стран значительно отстают от Великобритании и Соединенных Штатов по темпам вакцинации своего населения, что вызвано в основном чрезмерной централизацией закупок Брюсселем. Пандемия привела к усилению основных линий раскола в Европейском Союзе, которые существовали на протяжении многих лет.
Начав фактически с соглашения о свободной торговле между несколькими странами, теперь ЕС-27 рассматривается многими как гигантская, неуклюжая и неэффективная, чрезмерно раздутая бюрократическая машина, а Брюссель просто становится еще одним слоем бюрократии поверх всех национальных слоев. «Северный поток-2» продемонстрировал, что такая мощная страна как Германия, может ни в грош не ставить мнение Европейского парламента и не придавать никакого значения принципам альянса.
Печальный факт заключается в том, что этот трубопровод, возможно, и не является необходимым. «Что касается Европейского Союза в целом, трубопровод «Северный поток не способствует повышению безопасности поставок природного газа», – заявил в феврале 2021 года генеральный директор энергетического департамента Еврокомиссии, выступая перед законодателями в Комитете по промышленности Европарламента, тем самым отвергая настойчивые заявления Берлина о необходимости завершения проекта.
Таким образом, «Северный поток-2 и запутанная концепция стратегической автономии Европы, по всей вероятности, приведут к дальнейшему размежеванию между Евросоюзом и США, а также породят дополнительные серьезные разногласия внутри альянса. В дополнение к многочисленным структурным проблемам и непопулярности европейской бюрократии среди широких слоев разрозненного европейского электората, «Северный поток-2» может стать последней каплей, которая «переполнит чашу» и запустит процесс распада ЕС.
Если Берлин не передумает в последний момент, то суда у острова Бронхольм скоро завершат работы, и по трубопроводу «Северный поток-2» начнет поступать российский газ. Это будет настоящая победа для нынешнего хозяина Кремля, который не только получит огромные финансовые выгоды, но и увидит своих противников в смятении и растерянности.
Читайте также
Последние новости