Россия осудила провозглашенный Трампом выход Соединенных Штатов из ядерной сделки с Ираном, однако, Москве в меньшей степени по сравнению с Европой угрожают экономические последствия американских санкций. Более того, российские компании могут даже выиграть от такого развития событий.
Подпись к изображению: Российский тяжелый транспортный вертолет Ми-26 и военные вертолеты Ми-8 летят в парадном строю на фоне «Москва-Сити»во время празднования Дня Победы
«Совместный всеобъемлющий план действий, подписанный в 2015 году, и последующее снятие санкций с Ирана, ознаменовали возвращение в страну крупного европейского бизнеса. Однако, теперь представляется маловероятным, что они смогут продолжать свое деловое сотрудничество с Тегераном. Следовательно, европейским компаниям придется уступить место российским конкурентам», – заявил независимый политолог Владимир Сотников.
«Россия теперь может продвигаться вперед полным ходом», – добавил он.
У России и Ирана когда-то были сложные отношения, но они существенно улучшились с момента завершения холодной войны. Когда в девяностые годы Иран был отвергнут международным сообществом, Москва согласилась возобновить строительство иранской атомной электростанции в Бушере, от которого отказалась Германия.
Несмотря на международные санкции, Россия и Иран стремились укреплять свои деловые связи задолго до соглашения 2015 года.
«Поскольку европейские компании в большей степени связаны с рынком Соединенных Штатов, они вынуждены подчиняться, чтобы избежать неприятностей. Русские в этом смысле находятся в более выгодном положении, поскольку им почти нечего терять», – сказал аналитик компании Franco-Russian Observatory Игорь Делане.
Он также добавил, что российские компании продолжали без всякой суеты работать в Иране даже тогда, когда против него действовали санкции. «Они привыкли работать в условиях правовых и экономических ограничений. Соединенные Штаты систематически заставляют Иран все чаще обращаться к России и Китаю», – считает эксперт.
Сложившаяся ситуация могла бы оживить российско-иранские экономические отношения, которые в последнее время стали терять динамику, несмотря на участие российского нефтяного гиганта «Роснефть» в сотрудничестве с этой ближневосточной страной.
По словам Делане, объем двусторонней торговли составил в 2017 году 1,7 миллиарда долларов, снизившись на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом. А по сравнению с товарооборотом конца первого десятилетия, который превышал 3 миллиарда долларов, снижение еще более существенное.
В ходе визита в Тегеран в прошлый четверг заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сказал, что обе страны полны решимости продолжить «всестороннее экономическое сотрудничество». «Нас абсолютно не пугают санкции», – сказал Рябков.
Российская позиция во многом совпадает с китайской. Пекин заявляет, что хочет продолжать нормальные деловые отношения с Ираном, и в настоящее время финансирует проекты по развитию инфраструктуры и электроэнергетики на миллиарды долларов.
«Россия намерена продавать сталь, транспортную инфраструктуру и другие продукты производства Ирану. Чем меньше конкуренция со стороны США и Евросоюза, тем лучше для Москвы», – сказал аналитик компании Renaissance Capital Чарли Робертсон.
Игорь Делане сказал, что Россия «играет важнейшую роль в энергетическом секторе Ирана».
Другим положительным сигналом для российской экономики является рост цен на нефть, которые выросли до самого высокого уровня с 2014 года после выхода США из сделки с Ираном.
Аналитики российского Альфа-Банка заявили, что нынешняя напряженность, по всей вероятности, будет поддерживать достаточно высокие цены на нефть, и это является «большим облегчением для российского рынка».
Для российского государства, финансовое положение которого по-прежнему в значительной степени зависит от экспорта природных ресурсов, это значительный источник дохода. Особенно кстати тенденция роста нефтяных цен в нынешний момент, когда президент Владимир Путин начинает свой четвертый срок в Кремле с обещаний ускорения темпов развития российской экономики и сокращения бедности в стране.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев оценил стоимость долгосрочных планов Путина более чем в 100 миллиардов евро.
Читайте также
Последние новости