Цель предстоящих в следующем месяце парламентских выборов в России это не создание властей, избранных гражданами в свободном и честном соревновании. Это известно каждому российскому избирателю. Результат предопределён заранее: победа для президента Владимира Путина и правящего общественного сборища «Единая Россия».В конце концов, будет неважно, получит ли «Единая Россия» примерно три четверти из 450 мест в парламенте, как в 2016 г., или быстро проиграет. Недостаток реальных конкурентов обеспечит победу этому сборищу через неполное информирование российского общественного мнения. Ещё один важный вопрос заключается в том, почему, принимая во внимание, что логика автократии заранее назначает победителя, Кремль делает эти выборы наименее свободными за все три срока пребывания Путина у власти.
Репрессии режима в отношении его критиков являются более экстремальными, чем того требует степень инакомыслия и недовольства в российском обществе. Большинство населения действительно раздражено ростом цен и недоступностью жилья. Рейтинг ЕР за последние два года упал, в то время как ужесточение официальных ограничений гражданских свобод вызывают раздражение в Москве и Санкт-Петербурге, получивших хороший урок. Однако путинизм не будет оставлять без внимания возможность быстрого возникновения угрозы как со стороны Алексея Навального, его самого видного оппонента, так и со стороны общества в целом.
Отравление Навального в августе прошлого года и заключение его в тюрьму шесть месяцев назад ознаменовало начало нового закручивания гаек. С тех пор российские власти поставили антикоррупционное движение Навального вне закона. Они запретили множеству менее известных независимых кандидатов участвовать работе Думы, а также в 39 региональных законодательных органах, выборы в которые пройдут 17-19 сентября. .
Для объяснения причин репрессий мы должны спросить, зачем авторитарным режимам вообще проводить выборы. Один из ответов – они жаждут формальной легитимности, вытекающей из политических ритуалов, имитирующих свободу. Когда население соглашается на проведение этих церемоний, оно расписывается в соучастии в воображаемом политическом театре, который так же отличается от реального, как водка от воды.
Тем не менее, в некоторых случаях готовность общества не замечать пустоту подобных ритуалов может не выдержать давления. Это особенно верно, когда власти действительно чувствуют себя обязанными участвовать в интенсивной подтасовке избирательных бюллетеней для достижения предписанных результатов.
На этом фоне Кремль изучает уроки из выборов в Думу в 2011 г. и из последних выборов в соседней Белоруссии. Жалобы на широко распространённые фальсификации на выборах 2011 г. привели к массовым протестам в крупных российских городах. Мирное восстание оппозиции против президента Белоруссии Александра Лукашенко было вызвано его заявлением о победе в том, что представляло собой явно подтасованные выборы.
Для российских властей способ не допустить подобных беспорядков это свести к минимуму число реальных конкурентов на выборах и тем самым ограничить необходимость фальсификации результатов. Навальный и его сторонники ранее добивались определённого успеха в «умном голосовании» — поощряя избирателей голосовать за самых «проходимых» кандидатов, при условии, что они не за Путина или «Единую Россию». Снова прибегнуть к этой тактике в следующем месяце будет сложно, учитывая разгром движения Навального и исключение многих независимых кандидатов.
С точки зрения Кремля, сложнее будет избежать конфуза при массовой неявке на голосование. В 2016 г. явка на выборы в Думу составила всего 48%, это снижение по сравнению с официальными данными – более 60% в 2007 и 2011 гг. Столь же чрезмерный процент воздержавшихся на выборах в следующем месяце ясно покажет на более чем широкое распространение апатии. Следует подчеркнуть цель, зафиксированную Левада-центром, самым авторитетным центром опросов, что всего около половины населения считает, что страна управляется неэффективно.
Эти настроения не будут тождественны стремлению избавиться от Путина. Как и при царизме или коммунизме, указания сверху помогают только потому, что система не допускает появления соперников и разнообразия в национальном единстве. Однако усиливающиеся репрессии Кремля это ещё один признак того, что в своё третье десятилетие существования система Путина меняется, сводясь к упражнениям в паранойе, самосохранении и не более.
Читайте также
Последние новости