После завершения войны в Нагорном Карабахе в 1994 году, Россия начала поставлять вооружения как Армении, так и Азербайджану. Тем не менее, Москва оказала решающую поддержку Армении в ее попытках сохранить хрупкое равновесие, которым она могла бы легко манипулировать в своих интересах. В 2018 году составители глобального рейтинга милитаризации стран в Боннском Международном центре конверсии поставили Армению на третье место по уровню милитаризации.
Связи в военной сфере между Россией и Арменией начали формироваться в 1992 году, сразу после того, как распался Советский Союз. Межправительственное соглашение 1997 года предусматривает, что две страны обязаны оказывать друг другу военную помощь в случае возникновения угрозы их суверенитету и территориальной целостности. Россия с тех пор явно благоволит к Армении и является главным поставщиком вооружений и военной техники для армянских вооруженных сил.
В свою очередь, Азербайджан вынужден платить значительно более высокие, так называемые «нормальные» международные цены, устанавливаемые российскими чиновниками, отвечающими за экспорт вооружений. Кроме того, Азербайджану приходится платить в твердой валюте, в то время как Армения «расплачивается» за российское оружие целевыми кредитами, полученными от той же России, разумеется, в российских рублях.
Пожалуй, самое важное обстоятельство заключается в том, что российско-армянское соглашение о военном сотрудничестве, подписанное в 2013 году, предусматривает, что Армения будет закупать российскую военную технику по внутренним российским ценам. Начальник управления внешней политики в администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев недавно обвинил правительство Армении в незаконной торговле оружием и перепродаже террористическим группировкам тех вооружений, которые оно закупило у Москвы по искусственно заниженным ценам.
Ереван в свою очередь выразил недовольство тем, что Москва поставляет оружие в том числе и Баку, но он ничего с этим не может поделать. Российские официальные представители заявляют, что такие продажи необходимы для обеспечения баланса военного потенциала в регионе. Кроме того, разумеется, они являются источником немалого дохода для российской оборонной индустрии и государственного бюджета. В период с 2013 по 2017 год Россия обеспечивала две трети потребностей Азербайджана в военной технике.
Москва снабжает Ереван такими системами вооружений, которые отказывается поставлять Баку, в том числе мобильными ракетными комплексами. Как заявил недавно журналистам председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, Россия продает Армении больший объем, но, что еще важнее, более широкий ассортимент военной техники, чем другим странам.
Важным фактором в этой сложной проблеме является введенное Соединенными Штатами и Европой эмбарго на продажи оружия Азербайджану. Существуют различные обоснования и оправдания этого решения, но все они в конечном итоге сводятся к «просьбе» Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в начале девяностых годов о том, чтобы все поставки вооружений обеим сторонам конфликта были прекращены. Однако, Россия, которая является председателем так называемой «Минской группы» ОБСЕ, призванной обеспечить урегулирование конфликта, с самого начала не выполняла эту просьбу.
Вследствие всего вышесказанного, Азербайджан обратился к другим поставщикам вооружений, чтобы приобрести передовые системы, прежде всего реактивные системы залпового огня и другие ракетные комплексы. Западные страны, отказываясь рассматривать возможность продажи оружия Азербайджану, лишь ограничивают свое влияние и усиливают мощь российской дипломатии принуждения.
Зависимость Армении от российских вооружений имеет вполне определенные геополитические последствия. В 2010 году Ереван начал переговоры по поводу Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (АА). Они были близки к завершению в 2013 году, когда Армения объявила о своем решении вступить в Евразийский экономический союз. Этот шаг сделал невозможным заключение Глубокого и всестороннего соглашения о свободной торговле (DCFTA), которое является частью пакета АА.
Предыдущий президент Армении Серж Саргсян заявил о своей готовности продолжить процесс переговоров об ассоциации с ЕС за исключением DCFTA, но этого так и не произошло. Вместо этого в 2017 году он подписал Всеобъемлющее и расширенное соглашение о партнерстве, имеющее, несмотря на громкое название, значительно меньший объем. Зависимость Армении от российских поставок вооружений была немаловажным фактором, который во многом определил именно такой геополитический исход.
Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности, возглавляемой Москвой, и на ее территории дислоцировано более 3 тысяч российских военнослужащих, составляющих персонал военной базы в Гюмри, а также авиабазы близ Еревана. Кроме того, Россия постепенно интегрирует Вооруженные силы Армении в структуру своего Южного военного округа, включая формирование совместных российско-армянских сухопутных войск.
И это не единственный индикатор российского влияния в Армении. В энергетическом секторе страны наблюдается явное доминирование российских компаний, доля которых, по некоторым оценкам, достигает 80 процентов, а российские банки аналогичным образом доминируют в финансовом секторе армянской экономики.
Российские поставки военной техники и боеприпасов в Армению были резко активизированы сразу после военных столкновений с Азербайджаном в 2016 году, а самому Азербайджану Россия поставляла оружие и боеприпасы даже в напряженный период недавних вооруженных столкновений нынешним летом.
Накануне вспышек насилия в Тавушском районе, в период с 17 июля по 4 августа 2020 года, из России в Армению было направлено не менее семи авиарейсов с оружием. Поскольку Грузия отказала российским военно-транспортным самолетам в разрешении на пролет над своей территорией, им пришлось проследовать окольным путем, через воздушное пространство Казахстана, Туркменистана и Ирана, прежде чем попасть в Армению.
Представляется вероятным, что Россия недооценила возможные последствия своего явного крена в сторону Армении в ходе недавних вооруженных столкновений, для позиции политических кругов Азербайджана. Практически, Москва рискует создать в Баку впечатление, что Азербайджан больше не может рассчитывать на Россию, и единственным подлинным региональным союзником в противостоянии с Арменией является Анкара.
Читайте также
Последние новости