Следующая новость
Предыдущая новость

Российские истребители-перехватчики МиГ-31 усиливают свою боевую мощь за счет растущего арсенала гиперзвуковых ракет

11.02.2020 16:07
Российские истребители-перехватчики МиГ-31 усиливают свою боевую мощь за счет растущего арсенала гиперзвуковых ракет

Российские перехватчики дальнего действия МиГ-31 продолжают формировать основу боевой авиации России наряду с большим количеством сверхманевренных истребителей Су-27. Они прошли масштабную модернизацию, завершившуюся созданием целой линейки усовершенствованных вариантов, среди которых выделяется МиГ-31БСМ. Эти самолеты оснащены одними из самых совершенных датчиков среди всех боевых самолетов в мире. Пока машины следующего поколения, Су-57, не введены в эксплуатацию, они по-прежнему считаются самыми совершенными российскими самолетами с точки зрения возможностей воздушного боя. Наряду с обновленными сенсорами и системами радиоэлектронной борьбы, МиГ-31 оснащаются все более мощными ракетами, что делает их источником серьезной угрозы для авиации противника на экстремальных дистанциях.

МиГ-31, как и их предшественники, МиГ-25, традиционно обладают преимуществом за счет возможности нести на борту уникальные вооружения, которые невозможно установить на более легкие и маневренные машины, такие как истребители МиГ-23 и Су-27. Итак, с самого начала МиГ-31 были оснащены ракетами класса воздух-воздух Р-40, унаследованными от МиГ-25, а также ракетами дальнего радиуса действия Р-33. Ракета Р-40 имеет дальность поражения 80 километров, что позволяло ей легко превосходить по эффективности AIM-7 Sparrows, которые находились на борту большинства западных истребителей в годы холодной войны. В частности, на нее устанавливалась массивная боеголовка весом в 100 килограммов, в четыре раза превышающая средний показатель массы для ракет этого класса, которая обеспечивала очень большой радиус поражения при взрыве. На ракеты Р-33 устанавливалась более легкая боеголовка весом в 48 килограммов, но ее преимущество состояло в большой дальности (120 километров) и высокой точности, необходимой для перехвата крылатых ракет с малой скоростью полета, для наведения на которые хорошо подходил датчик МиГ-31.

Первый этап модернизации модели МиГ-31 включал в себя изъятие из комплекта вооружения ракеты Р-40, модернизацию Р-33 и, в некоторых случаях, оснащение самолета новыми ракетами класса воздух-воздух Р-77. Ракета Р-77 была разработана для замены Р-27, установленной на российских фронтовых истребителях, и обладала дальностью действия в 110 километров. Она получила большое преимущество за счет активного радиолокационного наведения и небольшой массы по сравнению с оригинальным вооружением МиГ-31. На ракеты Р-33 были установлены усовершенствованные средства противодействия системам радиоэлектронной борьбы и датчики наведения, и финальный вариант Р-33С достиг дальности в 300 километров, что втрое превышало аналогичный показатель AIM-120C, установленной на борту большинства западных истребителей. Как сообщается, значительное увеличение дальности было достигнуто с помощью усовершенствованного топливного композита и более эффективных двигателей.

После 2008 года Россия осуществила весьма амбициозную и всеобъемлющую программу модернизации вооруженных сил, в результате которой вооружение боевых самолетов ВВС было кардинально улучшено. Преемница ракеты Р-33, производство которой было приостановлено после распада Советского Союза, появилась после увеличения финансирования и активизации конструкторских работ. Она предназначалась для оснащения усовершенствованных моделей МиГ-31. Р-37 обладала системами наведения противодействия средствам радиоэлектронной борьбы следующего поколения, которые среди прочих преимуществ, обеспечивали полноценную функцию активного радиолокационного наведения. Эта ракета была примерно на 40 процентов быстрее по сравнению с первоначальным вариантом Р-33, и ее максимальная скорость достигала 6 Маха. Увеличенная до 400 километров дальность действия позволяла угрожать самолетам противника на гораздо более дальних дистанциях. Это стало важным дополнением к усовершенствованиям, внесенным в систему наведения МиГ-31.

С тех пор сама Р-37 подвергалась постоянной модернизации, результатом которой стал более продвинутый вариант – Р-37М. Эта ракета имела более эффективные средства противодействия системам РЭБ, новые и более совершенные двигатели, а также обновленные системы наведения. Но, возможно, самое главное – она стала намного легче, чем оригинальный вариант и чем изначальная версия Р-33. Это позволяет новой ракете не только снизить общую массу МиГ-31, но и впервые быть установленной на современных истребителях, которые не способны нести более тяжелые ракеты.

Действительно, обладая размерами, сопоставимыми с Р-77, обладающей гораздо меньшей дальностью, Р-37М может быть установлена даже во внутренних ракетных отсеках таких сверхманевренных истребителей как Су-57. Достижения в области сенсорных технологий привели к тому, что гораздо меньшие по размерам и массе радиолокационные системы, установленные на истребителях, способны приводить в действие боеприпасы экстремального радиуса действия, ранее доступные только для истребителей-перехватчиков МиГ-31. Важно отметить, что новые ракеты уже прошли испытания на МиГ-35, Су-35 и Су-57, которые подтвердили, что они могут применяться на этих истребителях.

Модернизированные многоцелевые истребители Су-27СМ3 и будущие варианты Су-30СМ, на которых будет установлена радиолокационная система «Ирбис-Е», созданная для Су-35, предположительно, также смогут нести на борту новые российские ракеты. Поскольку сам МиГ-31 в своей наиболее современной версии сохранил дальность слежения, значительно превышающую этот показатель у существующих российских истребителей, и, вероятно, у любого самолета в мире, пригодного для ведения воздушного боя, благодаря как высочайшей эффективности, так и огромному размеру своего радара, разработка новых ракет дальнего радиуса действия для оснащения этого самолета, связана с возможностью в полной мере использовать его уникальные свойства ситуационной осведомленности.

Источник

Последние новости